Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(2) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(59) "
  • Законы
  • " }

    Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах»

    11.02.2009

    Проект

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О внесении изменений в Федеральный закон
    «Об ипотечных  ценных бумагах»

    Статья 1
    Внести в Федеральный закон от 11 ноября 2003 года № 152 -ФЗ “Об ипотечных ценных бумагах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4448; 2005, № 1, ст. 19; 2006, № 31, ст. 3440) следующие изменения:
    1) в статье 3:
    а) абзац второй части 2 изложить в следующей редакции:
    «средняя сумма основного долга по обеспеченным ипотекой  требованиям,  составляющим ипотечное покрытие, не должна превышать семьдесят процентов определенной независимым оценщиком рыночной стоимости (денежной оценки) недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки;»;
    б) абзац второй части 3  исключить;
    2) абзац третий  части 1 статьи 8 изложить в следующей редакции:
             «Ипотечный агент может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления указанной деятельности, в том числе осуществлять эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, привлекать кредиты или займы для приобретения требований, включаемых в состав ипотечного покрытия и погашать такие кредиты или займы за счет средств, полученных в результате размещения облигаций с ипотечным покрытием, нести обязанности перед третьими лицами, связанные с осуществлением эмиссии и исполнением обязательств по облигациям с ипотечным покрытием, а также с обеспечением деятельности ипотечного агента.»;
    3) статью 10 дополнить частью 3 следующего содержания:
    «3. В случае эмиссии облигаций с одним ипотечным покрытием двух и более выпусков положения пунктов  1 и 2 настоящей статьи не применяются к облигациям с ипотечным покрытием, в решении о выпуске которых соответствующее исключение предусмотрено.»;
    4) предложение второе части 2 статьи 11 изложить в следующей редакции:
    «К ипотечному покрытию в таком случае применяются требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом для ипотечного покрытия, находящегося в обеспечении исполнения обязательств по облигациям одного выпуска, в том числе в части, касающейся размера ипотечного покрытия, который должен обеспечивать полноту исполнения обязательств по выпуску облигаций с этим ипотечным покрытием, исполнение по которым осуществляется в первую очередь.»;
    5) в статье 13:
    а) абзац первый части 3 исключить ;
    б) часть 5 изложить в следующей редакции:
            «5. Решением о выпуске облигаций с ипотечным покрытием может быть предусмотрена возможность осуществления расходов эмитента (в том числе выплата вознаграждения специализированному депозитарию, регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев облигаций с ипотечным покрытием, управляющей компании и другим участникам выпуска, а также осуществление других расходов) за счет имущества, составляющего ипотечное покрытие таких облигаций. В этом случае решение о выпуске облигаций с ипотечным покрытием должно содержать исчерпывающий перечень таких расходов и указание предельного размера средств, направляемых на оплату этих расходов за счет имущества, составляющего ипотечное покрытие облигаций. Решением о выпуске облигаций с ипотечным покрытием может быть также предусмотрена возможность обеспечения обязательств эмитента по возмещению указанных расходов залогом ипотечного покрытия с момента возникновения таких обязательств. В этом случае эмитент в решении о выпуске облигаций с ипотечным покрытием вправе установить очередность исполнения обязательств по облигациям с ипотечным покрытием и по соглашениям, на основании которых возникли соответствующие обязательства по возмещению расходов.»;
    6) часть 1 статьи 16  изложить в следующей редакции:
    «Владельцы облигаций с ипотечным покрытием вправе требовать от их эмитента досрочного погашения таких облигаций в случае, если нарушены требования к размеру ипотечного покрытия облигаций, установленные статьей 13 настоящего Федерального закона, нарушен установленный порядок замены имущества, составляющего ипотечное покрытие, нарушены установленные условия, обеспечивающие надлежащее исполнение обязательств по облигациям с ипотечным покрытием, и (или) эмитент таких облигаций осуществляет предпринимательскую деятельность или совершает не разрешенные ему сделки, а также в иных случаях, предусмотренных решением о выпуске облигаций с ипотечным покрытием. В случае эмиссии облигаций с одним ипотечным покрытием двух и более выпусков, в отношении которых установлена различная очередность исполнения обязательств, владельцы облигаций с ипотечным покрытием последующих очередей вправе заявлять   требование  о досрочном погашении таких облигаций после предъявления требования о досрочном погашении облигаций с ипотечным покрытием владельцами облигаций с ипотечным покрытием первой очереди.»;
    7) абзац третий части 3 статьи 33 изложить в следующей редакции:
    «Специализированный депозитарий не вправе пользоваться и распоряжаться имуществом, составляющим ипотечное покрытие. Специализированный депозитарий, который не является структурным подразделением кредитной организации, не вправе совершать сделки с ипотечными ценными бумагами, реестр ипотечного покрытия которых он ведет.»;
    8) часть 1 статьи 34 дополнить абзацем 4 следующего содержания:
    «При формировании реестра ипотечного покрытия облигаций с  ипотечным покрытием, специализированный депозитарий обязан осуществлять контроль за соответствием требований и иного имущества, вносимых в реестр условиям, установленным в решении о выпуске таких облигаций».
    Статья 2

             Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


         Президент
         Российской Федерации                                                 
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах»

    Настоящий законопроект был разработан с целью совершенствования законодательного регулирования внутреннего рынка ценных бумаг и секьюритизации ипотечных активов.
    Некоторые действующие нормы Федерального закона от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (далее – «Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах») не отражают сложившуюся практику выпуска ипотечных ценных бумаг и не соответствуют международным требованиям, предъявляемым к таким сделкам. В связи с этим в представленном законопроекте предлагаются следующие нововведения.
    Распространение требования о семидесятипроцентном соотношении коэффициента «Кредит/залог» на все ипотечное покрытие
    Требование о семидесятипроцентном соотношении коэффициента «Кредит/залог», по каждому требованию, включаемому в состав ипотечного покрытия, существенным образом тормозит развитие ипотечной секьюритизации по российскому праву. Поскольку в настоящее время такое соотношение не соответствует практики банков, кредитные организации вынуждены использовать механизмы внешней секьюритизации, что наносит ущерб интересам развития национального вторичного рынка ипотечных кредитов. Кроме того, такое требование препятствует росту ипотечного кредитования, и тем самым противоречит современной государственной политике Российской Федерации по обеспечению населения доступным жильем.
    В настоящем законопроекте предлагается распространить требование о семидесятипроцентном соотношении коэффициента «Кредит/залог» на все ипотечное покрытие, что позволит кредитным организациям формировать ипотечное покрытие, отвечающее требованиям инвесторов фондового рынка, из более широкого круга закладных и других кредитных инструментов.
    Право ипотечного агента привлекать заемные средства для приобретения ипотечного покрытия
    Реализация норм Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» показала, что ипотечные агенты часто вынуждены привлекать краткосрочные кредиты для приобретения ипотечного покрытия. Однако в настоящее время нормы Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» ограничивают правоспособность ипотечного агента. Это означает, что такие сделки, совершаемые ипотечным агентом, могут быть признаны ничтожными в судебном порядке.
    В связи с этим в законопроекте прямо закрепляется право ипотечного агента привлекать кредиты (займы) для приобретения ипотечного покрытия.
    Выплата процентов обязательна только по облигациям с ипотечным покрытием первого выпуска
    Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» (статья 10) устанавливает императивное требование о выплате процентов по ипотечным облигациям. Эта норма не позволяет эффективно использовать механизм субординации и распределять финансовые потоки между владельцами облигаций разных выпусков, обеспеченных залогом ипотечного покрытия.
    В данном законопроекте предлагается применять такое требование только к облигациям с ипотечным покрытием первого выпуска.
    Предлагаются изменения в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» в целях защиты интересов инвесторов старшего выпуска облигаций.
    Формирование денежного резервного фонда для повышения кредитного качества облигаций старших выпусков
    Получение высокого рейтинга по ипотечным облигациям невозможно без формирования резервного фонда. Такой фонд формируется за счет средств, уплаченных инвесторами – владельцами облигаций младшего выпуска. Проводя аналогию, младший выпуск ипотечных облигаций является субординированным в понимании Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В случае эмиссии нескольких субординированных выпусков облигаций, обеспеченных одним ипотечным покрытием, в соответствии с указанным требованием обязательства по младшему (субординированному) выпуску ипотечных облигаций также должны быть обеспечены ипотечным покрытием. Это не позволяет эффективно сформировать денежный резервный фонд за счет эмиссии младшего необеспеченного выпуска облигаций для обеспечения интересов инвесторов - владельцев старших выпусков ипотечных облигаций.
    Для устранения этих препятствий вносятся изменения в соответствующие статьи Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах». В частности, требование статьи 13 (на момент представления документов для государственной регистрации выпуска облигаций с ипотечным покрытием размер (сумма) обеспеченных ипотекой требований о возврате основной суммы долга, составляющих ипотечное покрытие таких облигаций, должен быть не менее их общей номинальной стоимости) ограничивается номинальной стоимостью первого (старшего) выпуска ипотечных облигаций. Предлагаемые изменения – исключение указанного положение статьи 13 Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах», позволяют сформировать денежный резерв ипотечного покрытия за счет младших выпусков облигаций с тем же ипотечным покрытием.
    Субординация прав залогодержателей по облигациям
    Законодательство Российской Федерации допускает эмиссию нескольких выпусков ипотечных облигаций, обеспеченных залогом одного ипотечного покрытия, а также право эмитента установить очередность удовлетворения требований владельцев облигаций. Этот подход в целом дает эмитенту возможность выпустить облигации с разными уровнями риска и разной доходностью, предназначенные для различных групп инвесторов. Однако, Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» предоставляет необходимую защиту владельцам облигаций старших выпусков только в случае банкротства эмитента (такая защита предоставляется через механизм последующего залога ипотечного покрытия и правила об очередности удовлетворения требований).
    Но до момента банкротства эмитента права владельцев облигаций разных выпусков, обеспеченных одним ипотечным покрытием, в части требований о досрочном погашении облигаций одинаковы. Такая ситуация не позволяет рационально распределять риски между держателями облигаций разных выпусков, обеспеченных залогом одного ипотечного покрытия.
    Поэтому в настоящем законопроекте содержатся изменения, которые позволяют в полной мере обеспечить соблюдение интересов держателей старших выпусков облигации. Так, в случае ненадлежащего исполнения облигаций по младшим выпускам ограничивается право владельцев таких бумаг предъявлять требование о досрочном погашении облигаций при условии, что эмитент продолжает исполнять свои обязательства перед владельцами старших выпусков облигаций.
    Распространение общих правил о залоге на регулирование субординации владельцев ипотечных облигаций делает невозможным установление в проспекте таких облигаций правил об очередности удовлетворения требований иных кредиторов эмитента (сервисного агента, контрагента по свопу, управляющего и т.д.) преимущественно перед требованиями владельцев облигаций младших траншей. Это не соответствует сложившейся международной практике.
    В данном законопроекте разрешается залог ипотечного покрытия в пользу всех категорий кредиторов эмитента с правом эмитента установить очередность удовлетворения требований владельцев облигаций и иных кредиторов в эмиссионных документах. Допущение такой возможности отражает интересы как владельцев старшего выпуска, так и владельцев субординированных выпусков, поскольку повышает надежность бумаг и снижает транзакционные издержки.
    Разрешение банку-депозитарию совершать сделки с облигациями, реестр ипотечного покрытия которых он ведет
    Статья 33 Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» существенно ограничивает ликвидность рынка ипотечных ценных бумаг, так как банки, имеющие в качестве структурного подразделения специализированные депозитарии, не вправе совершать сделки с ипотечными ценными бумагами, реестр которых ведется в их специализированном депозитарии.
    Регулирование депозитарной деятельности исходит из невозможности для специализированного депозитария заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме депозитарной. Однако согласно пункту 3.8. Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации (утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации от 16.10.1997 № 36) «в случае, если депозитарная деятельность осуществляется банком, депозитарная деятельность должна осуществляться отдельным подразделением [банка], для которого указанная деятельность является исключительной». Это означает, что банк, в структуру которого входит депозитарий, все же не ограничивается в осуществлении общей банковской деятельности.
    Таким образом, рассматриваемое требование статьи 33 Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» является излишним и не соответствует общим правилам о депозитарной деятельности банков. В связи с этим в данном законопроекте эта норма исключается.