Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(2) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(59) "
  • Законы
  • " }

    Законопроект о внесении изменений в статью 27 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

    10.02.2009

    Проект –
    Вносится депутатами
    Государственной Думы

     

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


    О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

     В пункте 4 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3028) слова «, в случае, если они гарантированы Российской Федерацией» исключить.


     Президент
    Российской Федерации

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

     Законопроект снимает ограничение на вложение средств в ипотечные ценные бумаги управляющей компанией, осуществляющей инвестирование средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля или управляющей компании (так называемые «молчуны»).
     В соответствии с действующей редакцией пункта 4 статьи 27 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» разрешенным активом для инвестирования накоплений так называемых «молчунов» являются исключительно ипотечные ценные бумаги, гарантированные Российской Федерацией». Законопроект исключает необходимость предоставления гарантий Российской Федерации для таких ценных бумаг, поскольку данное требование Федерального закона является избыточным.
      В случае выпуска облигаций с ипотечным покрытием ипотечными агентами (так называемые сделки ипотечной секьюритизации) кредитное качество и соответственно кредитный рейтинг старших выпусков (траншей) ипотечных ценных бумаг, присваиваемый международно-признанными рейтинговыми агентствами, оказывается выше суверенного рейтинга Российской Федерации по долгосрочным заимствованиям. Таким образом  дополнительная гарантия Российской Федерации не оказывает влияния на кредитное качество таких ценных бумаг, поскольку вероятность неисполнения обязательств по ним, оцененная в соответствии с международной методологией, оказывается ниже, нежели вероятность неисполнения долговых обязательств Российской Федерацией. Более того, предоставление государственных гарантий по данным ценным бумагам согласно статье 97 Бюджетного кодекса РФ приведет к увеличению государственного долга Российской Федерации и потребует соответствующего изменения федерального бюджета РФ. К тому же при утверждении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год не представляется возможным дать точную оценку объема выпускаемых в следующем году ипотечных ценных бумаг, потому что данный объем в значительной степени определяется текущей рыночной конъюнктурой, которая оказывается особенно изменчивой в периоды рыночной нестабильности.        
     До настоящего времени в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах» в Российской Федерации было осуществлено четыре сделки по выпуску ипотечных ценных бумаг, общий объем выпуска которых составил около 19 млрд. рублей. Соответствующие эмиссии облигаций с ипотечным покрытием провели три ипотечных агента, два из которых были созданы для рефинансирования ипотечных закладных, аккумулированных АИЖК, а один – банком «ГПБ-Ипотека», и коммерческий банк КБ «МИА». Это составляет менее 3% от совокупного объема непогашенной задолженности по предоставленным ипотечным кредитам, что свидетельствует о крайне низкой эффективности созданного механизма рефинансирования, наличии барьеров и ограничений на выпуск ипотечных ценных бумаг, пассивности инвесторов в данный вид ценных бумаг.     
     В соответствии с Концепцией развития системы жилищного ипотечного кредитования и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года объемы ипотечного кредитования будут постоянно увеличиваться. Так, в соответствии с проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития  РФ уже в 2012 году запланировано выдать ипотечных кредитов более чем на 1,5 трлн рублей (в ценах 2007 года), а в 2020 году – на 4,8 трлн. рублей. Достижение названных объемов не возможно без создания системы рефинансирования ипотеки и расширения класса инвесторов в ипотечные ценные бумаги, располагающих долгосрочными инвестиционными ресурсами, среди которых заметную  роль могли бы играть государственные институты и, в том числе, государственная управляющая компания, осуществляющая инвестирование средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля.