Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(2) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(59) "
  • Законы
  • " }

    Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»"

    08.02.2009

    Вносится депутатами
    Государственной Думы
    Г.П.Хованской
    А.Г.Аксаковым
    Г.В.Гудковым
    О.Г.Дмитриевой
    С.П.Горячевой
    Е.Г.Драпеко
    И.Н.Морозовым
    О.В.Шеиным
    И.Н.Харченко

    Проект

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О внесении изменений в Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

    Внести в Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 30, ст. 3799) следующие изменения:
    1) в статье 14:
    в подпункте «а» пункта 2 части 1 слово «оказание» заменить словом «оказания»;
    в подпункте «б» пункта 2 части 1 слово «оказание» заменить словом «оказания»;
    в абзаце первом пункта 3 части 1 слова «, и наличия товариществ собственников жилья» исключить, слова «Фонда, в:» заменить словами «Фонда, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда до 1 января 2009 года;»;
    подпункты «а», «б», «в» пункта 3 части 1 признать утратившими силу;
    в пункте 4 части 1 слова «2011 года» заменить словами «2008 года»;
    в пункте 5 части 1 слова «или муниципальных правовых актов» исключить;
    в пункте 12 части 1 слова «и (или) средств бюджетов муниципальных образований» исключить;
    2) в статье 15:
    пункт 1 части 2 изложить в следующей редакции:
    «1) перечень многоквартирных домов, на проведение капитального ремонта которых планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и средств долевого финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации. Перечень должен быть утвержден органами местного самоуправления или органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;»;
    в пункте 2 части 2 слова «, средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо средств собственников помещений в многоквартирных домах» исключить;
    в части 4 слова «муниципальную адресную программу или региональную адресную программу» заменить словом «перечни», слово «указанной» заменить словом «региональной»;
    в части 5 слова «и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах» исключить;
    3) в пункте 2 части 2 статьи 16 слова «и (или) средств местных бюджетов» исключить;
    4) в статье 18:
    в первом предложении части 1 слова «Обязательным условием» заменить словом «Условием»;
    второе предложение части 1 изложить в следующей редакции: «Субъект Российской Федерации устанавливает минимальный размер софинансирования за счет средств бюджета муниципального образования или освобождает от такого софинансирования муниципальные образования в зависимости от фактической бюджетной обеспеченности муниципального образования.»;
    в части 2 слова «и (или) средств местных бюджетов», «и (или) местных бюджетов» исключить;
    в части 3 слова «долевого», «и (или) местных бюджетов» исключить;
    5) в статье 20:
    в части 4 слова «местном бюджете средств на долевое финансирование» заменить словами «местном бюджете средств на финансирование», слова «товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах» заменить словами «в установленном законодательством порядке»;
    в части 5 после слов «многоквартирными домами» дополнить словами «, уполномоченное лицо собственников помещений, осуществляющих непосредственное управление многоквартирными домами»;
    в абзаце первом части 6 слова «которые осуществляют» заменить словами «уполномоченное лицо собственников помещений, которые осуществляют непосредственное», слова «открывают отдельные банковские счета и» исключить;
    в пункте 1 части 6 слово «таких» заменить словами «отдельных банковских»;
    пункт 2 части 6 изложить в следующей редакции:
    «2) решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, либо непосредственно собственниками помещений о необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом;»;
    в первом предложении части 8 слово «либо» заменить знаком «,», после слов «управляющей организацией» дополнить словами «либо при непосредственном управлении домом собственниками помещений уполномоченным лицом (в том числе органом местного самоуправления)»;
    второе предложение части 8 исключить;
    в части 9 слова «либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации,» заменить словами «, управляющей организации, либо собственников помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении,»;
    в части 12 слово «либо» заменить знаком «,», после слов «управляющие организации» дополнить словами «, уполномоченные собственниками помещений лица при непосредственном управлении в многоквартирном доме»;
    6) в пункте 3 части 1 статьи 23 слова «и (или) местных бюджетов» исключить.


    Президент
    Российской Федерации

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее законопроект)

    Для получения из Фонда финансовой поддержки региональным властям необходимо выполнить 12 обязательных условий. Эти условия направлены на ускорение реформирования жилищно-коммунальной сферы. Однако не все они могут быть выполнены региональными властями. В результате Закон не сможет решить главную задачу – ликвидацию аварийного фонда и капитальный ремонт домов, в котором они остро нуждаются.
    Некоторые условия не могут быть выполнены, так как противоречат Постановлению Конституционного Суда РФ, разъяснениям, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ, законам РФ, другие нуждаются в корректировке в части установленных Законом сроков. Законопроектом предлагается соответственно исключить такие условия или изменить сроки.

    1. Из перечня условий предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда предлагается исключить необходимость создания определенного процента товариществ собственников жилья в многоквартирных домах с последующим его увеличением до двадцати процентов к 1 января 2011 года. Такое условие приводит к административному давлению на собственников помещений в многоквартирных домах с целью создания ТСЖ в количестве, необходимом для получения финансовой поддержки и противоречит Постановлению КС РФ от 3 апреля 1998 г. № 10-П, которым были признаны не соответствующими Конституции РФ ряд положений ФЗ «О товариществах собственников жилья» в той мере, в какой они допускают обязательность членства в ТСЖ, без добровольного волеизъявления домовладельца. Условием предоставления финансовой поддержки должно являться наличие нормативных правовых актов, предусматривающих формирование благоприятных условий для образования и деятельности ТСЖ (пункт 1 законопроекта).

    2. Одним из актов, создающих благоприятные условия для создания ТСЖ, должен быть акт о сроках формирования и государственном учете земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. Такой земельный участок входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Отсутствие сформированного земельного участка создает неопределенность при реализации собственниками своих прав по распоряжению и пользованию общим имуществом. В то же время Законом установлено, что графики проведения работ за счет средств бюджетов субъектов по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (в соответствии со статьей 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), должны быть утверждены только к 1 января 2011 года.
    Законопроектом предлагается сократить этот срок и установить его до 1 января 2008 года (абзац шестой пункта 1 законопроекта).

    3. Пункт 5 части 1 статьи 14 Закона предусматривает наличие муниципальных правовых актов, необходимых для предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При этом не учитывается, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ с 1 января 2008 г. финансирование расходов на предоставление субсидий будет осуществляться из бюджетов субъектов Российской Федерации.
    Законопроектом предлагается устранить такое противоречие (абзац седьмой пункта 1 законопроекта).

    4. Учитывая, что подавляющее большинство из 24219 муниципальных образований являются дотационными, в них отсутствуют муниципальные программы сноса аварийных жилых домов и капитального ремонта домов. Эти программы не могут быть реализованы в связи с отсутствием возможности финансирования из местного бюджета.
    Законопроектом исключается в качестве обязательного условия наличие муниципальных адресных программ и, соответственно, долевого финансирования местных бюджетов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
    Законопроектом предлагается ограничиться перечнем таких домов, утвержденных органом местного самоуправления и включенных в региональную программу (пункты 2-4 законопроекта).

    5. В соответствии с требованиями, установленными статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
    ЖК РФ предусматривает три варианта такого управления:
    1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
    2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
    3) управление управляющей организацией.
    Законом собственники, выбравшие непосредственный способ управления, поставлены в неравное положение по отношению к собственникам, выбравшим иной способ управления, так как при непосредственном управлении, средства Фонда на проведение капитального ремонта домов не выделяются.
    В то же время в Российской Федерации огромное количество собственников, проживающих в небольших домах, выбрали именно способ непосредственного управления домами.
    Законопроект предоставляет собственникам помещений, осуществляющим непосредственное управление многоквартирными домами, право на выделение средств Фонда на проведение капитального ремонта домов. От имени указанных собственников будет выступать уполномоченное ими лицо, которым может быть, в том числе, и орган местного самоуправления (пункт 5 законопроекта).

    6. Законопроектом исключается 5% софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов со стороны граждан как обязательное условие его проведения (абзац шестой пункта 5 законопроекта).
    Как показывает практика, чем хуже состояние дома, тем выше стоимость капитального ремонта и беднее живущие в нем собственники (пенсионеры, инвалиды, малоимущие). Обязанность софинансирования капитального ремонта дома приведет либо к деприватизации гражданами жилых помещений, либо к проживанию в доме вплоть до признания его аварийным. Как следствие, в том и другом случае обязанность проведения капитального ремонта или отселения граждан из аварийного дома неизбежно станет обязанностью государства.
    Кроме того, указанное требование не соответствует разъяснениям, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ (обзор судебной практики за 2 квартал 2007 г.). Согласно разъяснению: исходя из системного толкования ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

    Законопроект содержит ряд изменений, носящих редакционный характер.