Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(2) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(59) "
  • Законы
  • " }

    Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования деятельности по управлению ценными бумагами)"

    09.12.2008

    Вносится депутатами

    Государственной Думы

    В.М.Резником, А.Г. Аксаковым и др.

    Проект № 372216-4

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации(в части регулирования деятельности по управлению ценными бумагами)

    Статья 1

    Статью5 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №17, ст.1918; 2002, №52, ст.5141) изложить в следующей редакции:

    «Статья 5. Деятельность по управлению ценными бумагами

    1.Для целей настоящего Федерального закона деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление одним лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу (учредителю доверительного управления) в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц (выгодоприобретателей) ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, денежными средствами, и ценными бумагами, получаемыми в процессе доверительного управления ценными бумагами (далее – объекты управления)

    2.Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим.

    3.К профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг не относится доверительное управление, связанное только с осуществлением прав по ценным бумагам, которое может осуществляться юридическим или физическим лицом без лицензии.

    4.Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего.

    По сделкам, совершенным управляющим в отношении объектов управления, приобретает права и становится обязанным управляющий.

    Права, удостоверенные ценными бумагами, переданными в управление, осуществляются управляющим.

    5.Если это предусмотрено договором, управляющий вправе поручить брокеру совершать от имени управляющего или от имени брокера сделки с объектами управления.

    6.До момента передачи учредителю управления объектов управления, учредитель управления не вправе совершать сделки с объектами управления, за исключением составления завещания в отношении объектов управления, передачи объектов управления при реорганизации юридического лица или продаже предприятия, в состав которого входят ценные бумаги, являющиеся объектами управления, а также не вправе совершать иные действия, связанные с объектами управления. Учредитель управления не вправе также уступать права (требования) по договору доверительного управления.

    7.Управляющий вправе самостоятельно обращаться в суд с любыми исками в связи с осуществлением деятельности по управлению ценными бумагами, в том числе с исками, право предъявления которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено акционерам или иным владельцам ценных бумаг.

    8.Ценные бумаги, являющиеся объектом управления, должны учитываться на отдельном лицевом счете (счетах) управляющего в системе ведения реестра либо на отдельном счете (счетах) депо управляющего в депозитарии.

    Денежные средства, являющиеся объектами управления, должны находиться на отдельном банковском счете (счетах), открываемом управляющим в кредитной организации.

    Управляющий не вправе размещать на указанных счетах собственные денежные средства и учитывать собственные ценные бумаги.

    Управляющий вправе открыть один лицевой счет в системе ведения реестра, счет депо в депозитарии и (или) банковский счет для проведения операций с объектами управления двух и более учредителей управления. В этом случае управляющий обязан каждому учредителю управления присвоить индивидуальный код, который должен указываться, помимо пометки «Д.У.», в письменных документах по сделкам с объектами управления этого учредителя управления.

    Порядок присвоения индивидуального кода устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    9.Если это предусмотрено договором доверительного управления, управляющий вправе объединить объекты управления, передаваемые двумя и более учредителями управления, на праве общей долевой собственности. Договором доверительного управления может быть предусмотрено, что раздел указанного имущества и выдел из него доли в натуре не допускаются.

    Договором доверительного управления, предусматривающим объединение объектов управления на праве общей долевой собственности, может быть предусмотрено, что, заключая такой договор, учредитель управления тем самым отказывается от осуществления преимущественного права приобретения доли в праве собственности на имущество, принадлежащее учредителям управления на праве общей долевой собственности. При этом соответствующее право прекращается.

    Учредителем управления по договору доверительного управления, предусматривающего объединение объектов управления на праве общей долевой собственности, может являться только физическое или юридическое лицо, отвечающее требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    10.Управляющий обязан вести отдельный учет объектов управления, принадлежащих каждому учредителю управления, и операций с такими объектами. В случае объединения объектов управления на праве общей долевой собственности управляющий обязан вести отдельный учет объектов управления, находящихся в общей долевой собственности, и операций с такими объектами.

    11.Управляющий обязан один раз в месяц, если более короткий срок не установлен договором доверительного управления, в письменной форме предоставлять учредителю управления отчет, содержащий информацию об объектах управления, находящихся в доверительном управлении и принадлежащих учредителю управления, и в случае объединения объектов управления на праве общей долевой собственности о его доле в праве общей долевой собственности на дату составления отчета. В случае письменного запроса учредителя управления управляющий обязан в срок, не превышающий трех рабочих дней, если иной срок не установлен договором доверительного управления, предоставить учредителю управления отчет, содержащий информацию об объектах управления, принадлежащих учредителю управления, и в случае объединения объектов управления на праве общей долевой собственности о его доле в праве общей долевой собственности на дату, указанную в запросе, а если такая дата не указана - на дату поступления запроса к управляющему.

    12.На объекты управления не может быть обращено взыскание по обязательствам управляющего, не связанным с осуществлением деятельности по управлению ценными бумагами.

    13.Риск убытков, связанных с изменением рыночной стоимости ценных бумаг, находящихся в управлении, несут учредители управления.

    14.Помимо условий, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, в договоре доверительного управления должны быть также указаны цели управления, требования к составу объектов управления, а также могут быть указаны требования к структуре объектов управления, поддерживать которую в течение срока действия договора обязан управляющий.

    15.Если иное не предусмотрено договором доверительного управления, управляющий вправе размещать денежные средства, находящиеся в доверительном управлении, на депозитном счете в банках и иных кредитных организациях.

    16.Совершение следующих сделок управляющим допускается, только если это предусмотрено договором доверительного управления:

    1)сделки, исполнение обязательств по которым зависит от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений индексов, рассчитываемых на основании совокупности цен на ценные бумаги (фондовых индексов), в том числе сделки, предусматривающие исключительно обязанность сторон уплачивать (уплатить) денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений фондовых индексов;

    2)маржинальные сделки в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также предоставление объектов управления в качестве обеспечения обязательств по иным договорам, заключенным в процессе осуществления доверительного управления;

    3)сделки, в силу которых управляющий принимает на себя обязанность по передаче ценных бумаг и (или) денежных средств, которые на момент принятия такой обязанности не являются объектами управления, кроме случаев совершения сделок через организатора торговли, правила которого предусматривают поставку против платежа;

    4)иные сделки, предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    17.Управляющий в процессе исполнения им своих обязанностей по договору доверительного управления ценными бумагами не вправе:

    1)приобретать за счет находящихся в его управлении денежных средств ценные бумаги, находящиеся в его собственности;

    2)отчуждать находящиеся в его управлении ценные бумаги в свою собственность, за исключением случаев получения вознаграждения в соответствии с договором доверительного управления;

    3)приобретать за счет находящихся в его управлении денежных средств ценные бумаги организаций, находящихся в процессе ликвидации либо признанных судом банкротом в соответствии с законодательства Российской Федерации;

    4)безвозмездно отчуждать находящиеся в его управлении ценные бумаги;

    5)использовать находящиеся в его управлении ценные бумаги и денежные средства для исполнения и обеспечения исполнения своих собственных обязательств или обязательств третьих лиц.

    18.Договором доверительного управления может быть предусмотрено, что выплата вознаграждения и возмещение необходимых расходов управляющему могут осуществляться за счет имущества, являющегося объектом управления.

    19.Если иное не предусмотрено договором доверительного управления, при расторжении договора или отказе управляющего или учредителя управления от осуществления управления ценными бумагами по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, объекты управления, находящиеся в доверительном управлении на момент прекращения договора, подлежат передаче учредителю управления в срок, не превышающий 14 дней с момента расторжения договора или отказа управляющего или учредителя управления от осуществления управления ценными бумагами.

    В случае если объекты управления находятся на праве общей долевой собственности и договор исключает возможность раздела и выдела объектов управления в натуре, учредителю управления должна быть выплачена стоимость объектов управления, соответствующая его доле в праве собственности на них.

    20.Если при совершении сделок по отчуждению ценных бумаг управляющий вышел за пределы своих полномочий или нарушил ограничения, установленные договором доверительного управления ценными бумагами, ценные бумаги не могут быть истребованы от третьего лица, являющегося добросовестным приобретателем по сделке, заключенной управляющим.При этом третье лицо, являющееся стороной по сделке, признается добросовестным приобретателем, то есть лицом, которое не знало, не должно и не могло знать о превышении управляющим своих полномочий или нарушении им ограничений, установленных договором доверительного управления имуществом, если при совершении сделки такое лицо осуществило все действия, обычные при совершении аналогичной сделки с лицом, не являющимся доверительным управляющим.

    Учредитель управления может в этом случае потребовать только от управляющего возмещения понесенных им убытков. Третье лицо, являющееся стороной по сделке, не несет обязанности по возмещению убытков управляющему или учредителю управления.».

    Статья 2

    Статью 461 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3591; 2004, № 10, ст. 837) изложить в следующей редакции:

    «Статья 461.

    Особенности обращения взыскания на денежные средства и ценные бумаги профессионального участника рынка ценных бумаг и его клиентов

    1.Обращение взыскания по долгам профессионального участника рынка ценных бумаг на денежные средства его клиентов, находящиеся на отдельном банковском счете (счетах) (далее - специальный счет), открытом профессиональным участником рынка ценных бумаг в кредитной организации в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»), не допускается.

    Обращение взыскания по долгам профессионального участника рынка ценных бумаг на ценные бумаги клиентов, находящиеся на лицевых счетах в системе ведения реестра и (или) счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг - управляющим в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (далее – лицевые счета и (или) счета депо) не допускается.

    2.Судебный пристав-исполнитель вправе запросить у профессионального участника рынка ценных бумаг сведения о находящихся на специальном счете денежных средствах клиента-должника и ценных бумагах, находящихся на лицевых счетах и (или) счетах депо, в размере, который требуется для исполнения исполнительного документа.

    Профессиональный участник рынка ценных бумаг в течение трех дней со дня получения соответствующего запроса обязан предоставить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию.

    При обращении взыскания на имущество должника - клиента профессионального участника рынка ценных бумаг на денежные средства клиента-должника, находящиеся на специальном счете, и ценные бумаги, находящиеся на лицевых счетах и (или) счетах депо, налагается арест. На основании постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан немедленно приостановить операции с денежными средствами клиента-должника, находящимися на специальном счете, и ценными бумагами, находящимися на лицевых счетах и (или) счетах депо, в размере, который требуется для исполнения исполнительного документа.

    Обращение взыскания на денежные средства клиента-должника, находящиеся на специальном счете, и ценные бумаги, находящиеся на лицевых счетах и (или) счетах депо, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Федерального закона.».

    Статья 3

    Внести в статью 189 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190) следующие изменения:

    1)пункт 2 после слов «осуществляющего брокерскую деятельность,» дополнить словами «или на счете, открытом в кредитной организации профессиональному участнику рынка ценных бумаг - управляющему для расчетов, связанных с деятельностью по управлению ценными бумагами,»;

    2)абзац второй пункта 4 после слов «специальном брокерском счете» дополнить словами «или счете, открытом в кредитной организации профессиональному участнику рынка ценных бумаг - управляющему для расчетов, связанных с деятельностью по управлению ценными бумагами», дополнить словами «или деятельность по управлению ценными бумагами».

    Президент

    Российской Федерации

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Основной идеей законопроекта является совершенствование норм Федерального закона «О рынке ценных бумаг», касающихся доверительного управления ценными бумагами, с учетом экономических условий и сложившейся на финансовом рынке Российской Федерации практики доверительного управления.

    Целью законопроекта является формирование эффективных правовых условий для осуществления деятельности по доверительному управлению ценными бумагами путем устранения пробелов, выявленных при анализе практики применения положений Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

    Законопроект опирается на нормы гражданского законодательства, регулирующего вопросы доверительного управления

    Основой регулирования отношений по доверительному управлению является Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 53), которым установлено, что особенности доверительного управления ценными бумагами определяются законом (статья 1025). Таким законом является Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (статья 5) (далее – Закон), однако в нем содержатся лишь общие требования к деятельности по управлению ценными бумагами.

    В настоящее время основными недостатками законодательного регулирования деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, устранение которых предполагается осуществить путем принятия настоящего законопроекта, в первую очередь, являются:

    1.Неурегулированность вопроса о правомочиях учредителя управления в отношении ценных бумаг, переданных в доверительное управление.

    В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (абзац 2 пункта 1 статьи 1012). В то же время управляющий в соответствии с договором доверительного управления вправе совершать в отношении имущества, находящегося в доверительном управлении, любые юридические и фактические действия (пункт 2 статьи 1012). Однако ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон не конкретизируют какие действия в отношении ценных бумаг, переданных в доверительное управление, вправе совершать учредитель управления.

    В законопроекте определено, что до момента передачи (возврата) учредителю управления объектов управления, учредитель управления не вправе совершать сделки с объектами управления, за исключением составления завещания в отношении объектов управления, передачи объектов управления при реорганизации юридического лица или продаже предприятия, в состав которого входят ценные бумаги, являющиеся объектами управления, а также не вправе совершать иные действия, связанные с объектами управления. Учредитель управления не вправе также уступать права (требования) по договору доверительного управления. Принятие данной нормы необходимо в целях обеспечения стабильности осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, поскольку при заключении договора доверительного управления для управляющего имеет значение личность его клиента.

    Наряду с этим, в законопроекте указано, что по сделкам, совершенным управляющим в отношении объектов управления, приобретает права и становится обязанным управляющий. Права, удостоверенные ценными бумагами, переданными в управление, также осуществляются управляющим. Кроме того, в законопроекте предусмотрено право управляющего самостоятельно обращаться в суд с любыми исками в связи с осуществлением деятельности по управлению ценными бумагами, в том числе с исками, право предъявления которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено акционерам или иным владельцам ценных бумаг.

    2.Отсутствие в законодательстве перечня операций, которые вправе или не вправе совершать управляющий при осуществлении доверительного управления ценными бумагами.

    В процессе осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг возникают вопросы о возможности совершения управляющим тех или иных сделок, в том числе срочных сделок, сделок по предоставлению объектов управления в качестве обеспечения обязательств по договорам, заключенным в процессе осуществления доверительного управления.

    В законопроекте предлагается определить, что доверительный управляющий вправе размещать денежные средства, находящиеся в доверительном управлении, на депозитном счете в банках и иных кредитных организациях, если иное не предусмотрено договором доверительного управления.

    Законопроект также устанавливает, что совершение ряда сделок управляющим (срочных, маржинальных и ряда других) допускается только, если это предусмотрено договором доверительного управления, и определяет перечень сделок, которые доверительный управляющий совершать не вправе. К последним сделкам, например, относится приобретение управляющим за счет находящихся в его управлении денежных средств ценных бумаг, находящихся в его собственности, отчуждение находящихся в его управлении ценных бумаги в его собственность, за исключением случаев получения вознаграждения в соответствии с договором доверительного управления, безвозмездное отчуждение находящихся в его управлении ценных бумаг и ряд других сделок.

    3.Неурегулированность вопроса о порядке объединения ценных бумаг, переданных в доверительное управление разными лицами.

    Гражданский кодекс Российской Федерации предусмотрел возможность объединения ценных бумаг, переданных в доверительное управление разными лицами (абзац 1 статьи 1025). Однако ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон не устанавливают требования к порядку объединения ценных бумаг.

    Сложившаяся в настоящий момент практика, когда в процессе осуществления деятельности по доверительному управлению многие профессиональные участники рынка ценных бумаг в целях обеспечения более эффективного управления и сокращения издержек учитывают ценные бумаги, принадлежащие разным учредителям управления, на одном лицевом счете в системе ведения реестра или счете депо в депозитарии, не является примером объединения ценных бумаг.

    В законопроекте предлагается закрепить данную практику и установить, что управляющий вправе открыть один лицевой счет в системе ведения реестра, счет депо в депозитарии и (или) банковский счет для проведения операций с объектами управления двух и более учредителей управления. В этом случае управляющий обязан каждому учредителю управления присвоить индивидуальный код, который должен указываться помимо пометки "Д.У." в письменных документах по сделкам с объектами управления этого учредителя управления.

    Кроме того, в целях реализации положений Гражданского кодекса Российской Федерации, законопроектом устанавливается, что в случаях, предусмотренных договором доверительного управления, управляющий вправе объединить объекты управления, передаваемые двумя и более учредителями управления на праве общей долевой собственности. При этом учредителем управления по договору доверительного управления, предусматривающего объединение объектов управления на праве общей долевой собственности, может являться только физическое или юридическое лицо, отвечающее требованиям, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Учитывая возможность объединения ценных бумаг, переданных в доверительное управление разными лицами, особенно актуальным является регулирование вопроса, связанного с отчетностью доверительного управляющего. В целях защиты прав и законных интересов инвесторов в законопроекте предлагается определить требования к срокам предоставления доверительным управляющим учредителю управления отчета, содержащего информацию об объектах управления, а также к срокам передачи учредителю управления объектов управления при расторжении договора или отказа управляющего или учредителя управления от осуществления управления ценными бумагами.

    4.Неясность в вопросе выплаты вознаграждения доверительному управляющему и о возмещении его расходов.

    В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 1023) доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества. Толкование данной нормы не дает однозначного ответа об источниках выплаты вознаграждения доверительному управляющему.

    В определении деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, содержащемся в настоящее время в Законе (статья 5) указано, что деятельность по доверительному управлению осуществляется за вознаграждение, при этом также не уточняется, за счет каких средств уплачивается вознаграждение. Во избежание расхождений при толковании существующих положений законодательства о вознаграждении доверительного управляющего, в законопроекте предлагается определить, что договором доверительного управления может быть предусмотрено, что выплата вознаграждения и возмещение необходимых расходов управляющему могут осуществляться за счет имущества, являющегося объектом управления.

    5.Неясность в вопросе применения ответственности доверительного управляющего.

    В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 1022) доверительный управляющий, не проявивший должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду, а учредителю управления убытки, а также упущенную выгоду. Доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления.

    Для деятельности по управлению ценными бумагами представляется необходимым установить, что риск убытков, связанных с изменением рыночной стоимости ценных бумаг, находящихся в управлении, несут учредители управления.

    Законопроектом также предусматривается, что если при совершении сделок по отчуждению ценных бумаг управляющий вышел за пределы своих полномочий или нарушил ограничения, установленные договором доверительного управления ценными бумагами, ценные бумаги не могут быть истребованы от третьего лица, являющегося добросовестным приобретателем по сделке, заключенной управляющим.При этом третье лицо, являющееся стороной по сделке, признается добросовестным приобретателем, то есть лицом, которое не знало, не должно и не могло знать о превышении управляющим своих полномочий или нарушении им ограничений, установленных договором доверительного управления имуществом, если при совершении сделки такое лицо осуществило все действия, обычные при совершении аналогичной сделки с лицом, не являющимся доверительным управляющим. Учредитель управления может в этом случае потребовать только от управляющего возмещения понесенных им убытков. Третье лицо, являющееся стороной по сделке, не несет обязанности по возмещению убытков управляющему или учредителю управления.

    Кроме того, законопроект содержит некоторые юридико-технические правки, в частности, уточняет и раскрывает отдельные положения Закона путем введения понятия «объекты управления», определяет механизм реализации нормы, позволяющей осуществлять доверительное управление ценными бумагами без лицензии в случаях, когда данная деятельность связана только с осуществлением прав по ценным бумагам.

    Законопроектом предусмотрено также внесение изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части особенностей обращения взыскания на денежные средства и ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в части особенностей внешнего управления и конкурсного производства управляющего.

    Принятие законопроекта позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов инвесторов и потребителей услуг на финансовом рынке, что благоприятно отразится на привлекательности доверительного управления ценными бумагами для инвесторов.