Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(2) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(59) "
  • Законы
  • " }

    Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (в части общего собрания владельцев облигаций)"

    07.10.2008

    Проект ─
    вносится депутатом
    Государственной Думы
    Аксаковым А.Г.


    Р О С С И Й С К А Я  Ф Е Д Е Р А Ц И Я
    Ф Е Д Е Р А Л Ь Н Ы Й  З А К О Н

    О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»
    (в части общего собрания владельцев облигаций)


    Внести в Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1918; 1998, № 48, ст. 5857; 1999, № 28, ст. 3472; 2001, № 33, ст. 3424; 2002, № 52, ст. 5141; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3225; 2005, № 11, ст. 900; № 25, ст. 2426; 2006, № 1, ст. 5) следующие изменения:

    1) главу 5 дополнить статьей 271-1

    «С т а т ь я  271-1.  Общее собрание владельцев облигаций

    1. Общее собрание владельцев облигаций может быть созвано эмитентом на основании его собственной инициативы, требования представителя владельцев облигаций, а также лица (лиц), являющегося владельцем не менее чем 10 процентов непогашенных облигаций на дату направления (предъявления) требования.

    Общее собрание владельцев облигаций не может быть созвано в случае применения по отношению к эмитенту процедур банкротства, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

    2. Расходы, связанные с созывом и проведением общего собрания владельцев облигаций, несет эмитент. В случае, если общее собрание владельцев облигаций проводится по требованию лица (лиц), владеющего не менее чем 10 процентами непогашенных облигаций, расходы, связанные с созывом и проведением общего собрания владельцев облигаций, несет владелец (владельцы) облигаций, требующий его проведения.

    3. Сообщение о созыве общего собрания владельцев облигаций должно быть сделано не позднее, чем за 20 дней до даты его проведения.

    4. Сообщение о созыве общего собрания владельцев облигаций должно быть сделано в порядке, предусмотренном решением о выпуске облигаций. О созыве общего собрания должен быть уведомлен федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    5. Общее собрание владельцев облигаций принимает решения по вопросам:
    об утверждении изменений и дополнений в решение о выпуске облигаций, за исключением изменений и дополнений, связанных с устранением технических ошибок;
    о даче согласия эмитенту на выпуск облигаций, имеющих более приоритетную очередность;

    об обращении взыскания на заложенное имущество или предъявлении требований поручителю или гаранту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по облигациям с обеспечением;

    о предоставлении эмитенту отсрочки исполнения обязательств по облигациям;

    о согласовании условий прекращения обязательств эмитента перед владельцами облигаций;

    по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и (или) решением о выпуске облигаций или проспектом облигаций, если в соответствии с настоящим Федеральным законом государственная регистрация выпуска облигаций сопровождается регистрацией проспекта облигаций.

    Изменения и дополнения в решение о выпуске облигаций вступают в силу только при условии их регистрации федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    6. Решение общего собрания владельцев облигаций может быть принято путем проведения заочного голосования.

    7. Для участия в общем собрании владельцев именных облигаций составляется список лиц, имеющих прав на участие в общем собрании владельцев облигаций.

    8. Каждая облигация предоставляет один голос. Иной порядок распределения голосов, предоставляемых по облигации, может быть определен решением о выпуске облигаций или проспектом облигаций, если в соответствии с настоящим Федеральным законом государственная регистрация выпуска облигаций сопровождается регистрацией проспекта облигаций.

    Решения общего собрания владельцев облигаций принимаются большинством от общего количества голосов, предоставляемых их владельцам на дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании владельцев облигаций, а по облигациям на предъявителя – на дату проведения общего собрания. При этом не учитываются голоса по облигациям, принадлежащие эмитенту, а также его аффилированным лицам.

    9. Решение общего собрания владельцев облигаций является обязательным для всех владельцев облигаций, в том числе для владельцев облигаций, которые голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании. В случае принятия общим собранием владельцев облигаций соответствующего решения самостоятельные требования владельцев облигаций не подлежат удовлетворению, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 271-1 настоящего Федерального закона.

    10. Решением о выпуске облигаций или проспектом облигаций могут быть предусмотрены дополнительные требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания владельцев облигаций.».

    2) пункт 8 статьи 273 изложить в следующей редакции:

    «8. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по уплате процентов и (или) номинальной стоимости или передаче имущественного эквивалента по облигациям с залоговым обеспечением, имущество, являющееся предметом залога, подлежит реализации на основании решения общего собрания владельцев облигаций.

    Если в течение двух месяцев со дня наступления срока (истечения последнего дня срока, если исполнение обязательств предусмотрено в течение определенного периода времени) исполнения соответствующего обязательства общим собранием владельцев облигаций не было принято ни одно из решений, предусмотренных абзацами вторым – пятым части 5 статьи 271-1 настоящего Федерального закона, имущество, являющееся предметом залога, подлежит реализации по письменному требованию любого из владельцев облигаций с залоговым обеспечением.

    Решение общего собрания владельцев облигаций или письменное требование владельца облигаций о реализации имущества, являющегося предметом залога, направляется залогодателю, лицу, указанному в решении о выпуске облигаций в качестве лица, которое будет осуществлять реализацию заложенного имущества, а также эмитенту таких облигаций, если залогодателем является третье лицо.

    Денежные средства, полученные от реализации заложенного имущества, направляются лицам, являющимся владельцами облигаций с залоговым обеспечением на дату реализации заложенного имущества. Если облигациями с залоговым обеспечением являются документарные облигации на предъявителя без обязательного централизованного хранения денежные средства, полученные от реализации заложенного имущества, направляются лицам, предъявившим сертификат указанных облигаций.

    Денежные средства, полученные от реализации заложенного имущества, направляются путем перечисления денежных средств на банковский счет, указанный владельцем облигаций, выплаты владельцу облигаций наличных денежных средств или зачисления денежных средств в депозит нотариуса.

    Если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, превышает размер обеспеченных залогом требований по облигациям, разница после удержания из нее сумм, необходимых для покрытия расходов, связанных с обращением взыскания на это имущество и его реализацией, возвращается залогодателю.

    В случае, если по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, заложенное имущество должно перейти в собственность владельцев облигаций с залоговым обеспечением, имущество, являющееся предметом залога по облигациям, переходит в общую долевую собственность всех владельцев облигаций, обеспеченных таким залогом.».

    Президент
    Российской Федерации

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    к проекту федерального закона «О внесении изменений в
    Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»
    (в части общего собрания владельцев облигаций)

    Основной идеей и целью законопроекта является создание условий для введения в российскую практику общего собрания владельцев облигаций, что позволит ввести в правовое русло процесс урегулирования отношений эмитента и владельцев облигаций в случае изменения условий их выпуска, а также неполного и несвоевременного исполнения обязательств (дефолта) по данным ценным бумагах.  Для этого  Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» дополняется рядом норм, регулирующих общее собрание владельцев облигаций.

    Правовые механизмы организации облигационеров известны в странах как общего, так и континентального права. В Великобритании и Соединенных Штатах при проведении облигационных выпусков как правило назначается трасти. В этих странах отношения между эмитентом облигаций и их владельцев состоят из двух компонентов – отношений по поводу долга, отношений по поводу траста. Акт о трасте по своей правовой природе является соглашением между эмитентом и трасти, выгодоприобретателями по которому являются облигационеры. В соответствии с этим соглашением трасти передаются все права в отношении имущества, которое служит обеспечением выпуска. Таким образом удается избежать сложного регулирования отношений при передаче таким прав неопределенному кругу облигационеров. Согласно Закону Trust Indenture Act 1939 контроль над определением содержания актов о трасте возлагается на Комиссию по ценным бумагам США.

    В европейских странах континентального права более характерна другая форма организации облигационеров. Здесь главным образом распространен институт общего собрания владельцев облигаций, а также институт представительства интересов таких владельцев. Например, согласно законодательству Германии объединение облигационеров составляет единый орган, чьи решения обладают обязывающей для всех облигационеров силой. Этому органу не предоставляется статус юридического лица или другой правовой формы. Облигационеры действуют через общее собрание и при необходимости через общего представителя. В законе прямо установлены ограничения, в рамках которых общее собрание может принимать общеобязательные для всех облигационеров решения.

    Детальное регулирование организации облигационеров предусмотрено также в итальянском, испанском, португальском законодательствах. 

    В последние годы российский рынок корпоративных облигаций приобрел макроэкономическое значение и превратился в признанный механизм привлечения заимствований российскими предприятиями. Общая номинальная сумма рублевых облигаций (включая государственные ценные бумаги), обращающихся на российском рынке, приблизилась к 2 трлн рублей (более 550 выпусков). По мере увеличения количества эмитентов и выхода на рынок все новых заемщиков происходит снижение кредитного качества обращающихся на нем долговых ценных бумаг, что существенно увеличивает риски потенциальных дефолтов и неисполнения эмитентами обязательств перед облигационерами. Более половины  компании-эмитентов не имеют кредитных рейтингов. 

    Закон предусматривает механизм разрешения споров между владельцами и эмитентами  облигаций в случае неисполнения последними своих обязательств. Основной такого механизма является созыв эмитентом общего собрания облигационеров и придание решениям такого собрания обязательной силы в установленных законом случаях.

    Согласно закону общее собрание владельцев облигаций может быть созвано эмитентом на основании его собственной инициативы, требования представителя владельцев облигаций, а также лица (лиц), являющегося владельцем не менее чем 10 процентов непогашенных облигаций.

    Общее собрание владельцев облигаций принимает решения по вопросам об утверждении изменений и дополнений в решение о выпуске облигаций, об обращении взыскания на заложенное имущество или предъявлении требований поручителю или гаранту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по облигациям с обеспечением; о предоставлении эмитенту отсрочки исполнения обязательств по облигациям; о согласовании условий прекращения обязательств эмитента перед владельцами облигаций; и другим вопросам

    Решение общего собрания владельцев облигаций является обязательным для всех владельцев облигаций, в том числе для владельцев облигаций, которые голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании. В случае принятия общим собранием владельцев облигаций соответствующего решения самостоятельные требования владельцев облигаций не подлежат удовлетворению.