Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(2) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(59) "
  • Законы
  • " }

    Законопроект "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

    07.07.2008

    Проект вносится депутатами Государственной Думы                                А.Г. Аксаковым и В.М. Резником.

    Внести в статью 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418; 2002, № 44, ст. 4296, 2004, № 31, ст. 3224; 2005, № 47, ст. 4828; 2006, № 31 (ч. 1), ст. 3446; 2006, № 31 (ч. 1), ст. 3452) следующие изменения:

    1) пункт 11 изложить в следующей редакции:
    «11. Идентификация клиента – физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводится при осуществлении физическим лицом операции, если ее сумма не превышает 30000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 30000 рублей, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.»;

    2) пункт 12 статьи 7 признать утратившим силу.

    Президент Российской Федерации В.В. Путин

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

    Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» направлен на корректировку отдельных положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Закон № 115-ФЗ) с целью повышения эффективности его применения.

    Согласно положениям статьи 6 Закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее (пункт 1), а сделка с недвижимым имуществом – если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее (пункт 1.1).

    В то же время согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обязаны независимо от суммы операции идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), а также согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.

    Исключение составляют случаи, установленные пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

    Процесс идентификации включает в себя ознакомление с документами, содержащими информацию, указанную в Законе № 115-ФЗ, копирование этих документов и/или фиксирование содержащейся в документах информации с использованием программно-технического оборудования. Осуществление указанных действий при совершении каждой операции требует в совокупности значительных временных, финансовых и трудовых затрат, а также существенно снижает удобство пользования банковскими услугами со стороны клиентов, выражающих обоснованное негодование значительными задержками в обслуживании и требованиями о представлении документов.

    Наиболее острые проблемы удалось решить путем включения в Закон № 115-ФЗ перечня из пяти видов операций физических лиц, при совершении которых не требуется осуществление идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя (пункты 11 и 12 статьи 7  Закона № 115-ФЗ). Однако значительная часть повседневных операций физических лиц по прежнему требует выполнения вышеуказанных контрольных действий – это платежи за платные услуги медицинских, детских дошкольных и образовательных учреждений, включая услуги музыкальных, художественных и хореографических школ и клубных учреждений, за проведение занятий в учебных группах и командах, школах и клубах по различным видам спорта; платежи, связанные с оплатой судебных расходов и издержек, а также с оплатой по исполнительным листам на счета судебных приставов; платежи, связанные с оплатой нотариальных услуг и многие другие.

    В то же время операции по проведению такого рода платежей, учитывая статус получателя денежных средств, равно как и назначение платежа, очевидно не представляют собой какой-либо опасности с точки зрения противодействия легализации преступных доходов.
    Установление требования о проведении идентификации клиента и выгодоприобретателя практически парализуют и такую массовую и наиболее актуальную в настоящий момент банковскую операцию по осуществлению платежей и переводов физическими лицами, связанных с возвратом потребительских и ипотечных кредитов.

    По оценкам специалистов услугами банков только в секторе потребительского и ипотечного кредитования в 2005 году воспользовались не менее 25 миллионов человек. Таким образом, установленные требования затрагивают интересы существенной части населения страны.

    Банковские операции населения, действительно требующие по технологии обслуживания физического присутствия клиентов  и длительных процедур оформления, составляют в общем количестве операций не более 10 процентов (открытие счетов, выдача карт, оформление кредитов, крупные платежи). В то же время мелкие рутинные операции могут выполняться в упрощенном или автоматизированном режиме.

    Необходимость идентификации клиентов при совершении операций по пополнению счетов, погашению кредитов, денежных переводов по поручению физических лиц без открытия им банковского счета на небольшие суммы количество которых превышает один миллиард в год делает сам контроль сугубо формальным и не дает возможность банкам  сосредоточится на содержательном анализе крупных операций, несущих в себе угрозу легализации доходов, полученных преступным путем, а контроль за соблюдением банками процедур, предусмотренных Законом, становится низкоэффективен при таком количестве операций.
    Необходимость идентификации клиентов при совершении операций по пополнению счетов, погашению кредитов, денежных переводов по поручению физических лиц без открытия им банковского счета на небольшие суммы резко ограничивает возможности развития инфраструктуры на базе автоматизированных устройств и устройств самообслуживания полноценная идентификация в которых невозможна, что в свою очередь делает невозможным приближение банковских услуг к населению за счет развития банковских сетей самообслуживания. Автоматизированные устройства могут быть широко распространены вне банковских офисов и обеспечивать круглосуточный сервис для физических лиц, включая выходные и праздничные дни. Себестоимость рутинных операций в автоматизированных офисах как минимум в 10 раз меньше, чем операций в традиционных технологиях, что предопределяет возможность динамичного роста точек банковского присутствия в том числе и в региональном аспекте.

    В то же время рекомендации международных организаций не содержат столь жестких требований к осуществлению процедур идентификации, предусматривая возможность законодательного закрепления исключений для операций на незначительные суммы. Так, согласно V рекомендации ФАТФ «финансовые учреждения должны применять каждую из мер по работе с клиентами (включающими и идентификацию), но могут установить определенную глубину применения таких мер в зависимости от типа клиента, деловых отношений или вида сделки, на основе применения принципа оценки риска… Страны могут наделить финансовые учреждения правом применять меры по работе с клиентами в сокращенном или упрощенном виде в определенных ситуациях при небольшом риске».

    Согласно Пояснительной записке к 40 Рекомендациям ФАТФ установленный порог для операций (по Рекомендациям V и XII) для финансовых учреждений (в отношении разовых клиентов, указанных в Рекомендации V) составляет 15 000 долларов США/Евро.

    В этой связи представляется необходимым скорректировать статью 7 Закона № 115-ФЗ, исключив из нее обязанность идентифицировать клиента – физическое лицо, а также выгодоприобретателя при осуществлении операций по переводу денежных средств на сумму, не превышающую 30 000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, что существенно ниже рекомендованного ФАТФ порога.