Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(2) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(59) "
  • Законы
  • " }

    Законопроект «О внесении изменений в Федеральные законы “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”,“О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”»

    07.04.2008

    Проект

    Вносится депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, В.М. Резником, П.А. Медведвым и членом Совета Федерации С.А. Васильевым

    Статья 1. Внести в статью 50.39 Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 9, ст. 1097; 2004, № 34, ст. 3536) следующие изменения:

    1) пункт 2 части 2 дополнить словами «и случаев, когда досрочное расторжение договора, досрочное погашение облигаций осуществляется по инициативе кредитной организации-заемщика при условии предварительного согласования с Банком России исключения суммы данного кредита (займа, облигационного займа, депозита) из состава ее собственных средств (капитала).»;

    2) пункт 3 части 2 изложить в следующей редакции:

    «если условия предоставления и пересмотра процентной ставки указанного кредита (депозита, займа) в момент предоставления существенно не отличаются от рыночных условий предоставления и пересмотра процентной ставки аналогичных кредитов (депозитов, займов), а выплачиваемые по облигациям проценты и условия их пересмотра существенно не отличаются от среднего уровня процентов и условий пересмотра процентов по аналогичным облигациям в момент их размещения»;

    Статья 2. Дополнить статью 72 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790) частью, изложив ее в следующей редакции:

    «Банк России вправе установить условия включения субординированных кредитов (займов, облигационных займов, депозитов) в состав источников собственных средств (капитала) кредитной организации, а также условия исключения субординированных кредитов (займов, облигационных займов, депозитов) из состава источников собственных средств (капитала) кредитной организации. Сумма субординированного кредита (займа, облигационного займа, депозита) может быть исключена из расчета собственных средств (капитала) кредитной организации при досрочном расторжении договора, досрочном погашении облигаций по инициативе кредитной организации-заемщика после предварительного согласования с Банком России, осуществляемого в порядке, установленном нормативным актом Банка России. Банк России вправе приостановить выплату основной суммы долга и (или) процентов по договору субординированного кредита (займа, депозита) или облигациям в порядке, установленном нормативным актом Банка России, в случаях, если приостановка выплат предусмотрена договором субординированного кредита (займа, депозита) или зарегистрированными условиями эмиссии облигаций и осуществление очередных платежей в пользу кредиторов приведет к возникновению оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», до устранения причин, повлекших введение данных мер».

    Президент Российской Федерации В. Путин


    Пояснительная записка
    к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральные законы “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”,“О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”»

    Необходимость принятия представленного законопроекта обусловлена отсутствием на сегодняшний день в полной мере сформированного правового обеспечения условий увеличения капитала кредитных организаций в целях формирования достаточного уровня капитала для покрытия принимаемых ими рисков.

    Международная, российская банковская практика, стандарты банковского регулирования и надзора рассматривают уставный (акционерный) капитал в качестве ключевого элемента собственных средств кредитных организаций, являющегося наиболее надежным источником покрытия убытков, возникающих как в результате обычной, текущей деятельности банков, так и в стрессовых ситуациях.

    Вместе с тем, этот основополагающий элемент капитала является наиболее дорогостоящим его источником.

    Устойчивые тенденции развития российского банковского сектора последних лет, позитивная макроэкономическая ситуация в стране открыли российским кредитным организациям доступ на международные рынки заимствований, предлагающие широкий спектр различных финансовых инструментов, средства от размещения которых могут рассматриваться в качестве источников банковского капитала.

    Вместе с тем, анализ международной и отечественной банковской практики свидетельствует о том, что некоторые виды инструментов, используемые для формирования банковского капитала, обращающиеся на иностранных рынках, остаются вне сферы доступа российских кредитных организаций. Данное обстоятельство обусловлено ограничениями в области правовой (юридической) квалификации отдельных видов заимствований, определенными действующим российским законодательством.

    К инструментам широко используемым в международной практике для увеличения банковского капитала, относятся инструменты обладающие характеристиками субординированного долга, а именно т.н. гибридные инструменты дополнительного капитала (Hybrid Tier 2 Capital Instruments) и инновационные инструменты основного капитала (Innovative Tier 1 Capital). К основным характеристикам этих инструментов относятся:

    • возможность досрочного погашения по инициативе заемщика, но не ранее чем через 5 лет со дня включения привлеченных средств в расчет капитала с согласия (одобрения) органа банковского надзора;

    • способность участвовать в погашении текущих убытков банка-заемщика, что обеспечивается отсрочкой (либо отказом от) очередных выплат в пользу инвесторов.

    Рассматриваемые инновационные, гибридные финансовые инструменты капитала соответствуют подходам к определению величины капитала, рекомендованным Базельским комитетом по банковскому надзору.

    Нормы предлагаемого законопроекта направлены на восполнение правового вакуума в сфере использования международно-признанных финансовых инструментов наращивания (увеличения) капитала.

    Необходимо установить на уровне закона норму, в соответствии с которой гибридные инструменты будут использоваться для повышения капитализации банков, что является одним из приоритетных направлений укрепления банковской системы России.

    Концептуальной проблемой, связанной с использованием кредитной организацией гибридных инструментов, является отсутствие полномочий у Банка России по их регулированию. К задачам законопроекта относится в том числе устранение указанного правового пробела, что позволит Банку России определять условия включения (исключения) указанных инструментов в (из) капитала, а также регулировать взаимоотношения участвующих сторон.

    Законопроект предлагается реализовать следующим образом:

    • дополнить статью 50.39 Федерального закона от 25.02.1999 года «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» случаями досрочного расторжения договора субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) по инициативе кредитной организации-заемщика при условии предварительного согласования Банком России;

    • дополнение статьи 72 Федерального закона от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» положением, устанавливающим право Банка России определять условия включения и исключения субординированных финансовых инструментов в (из) состав(а) источников собственных средств (капитала) кредитных организаций, а также приостанавливать выплаты основного долга и процентов по договору субординированного кредита (займа, депозита, облигационного займа) в случае, если очередные выплаты в пользу инвесторов могут привести к ухудшению финансового положения кредитной организации.

    Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и не потребует отмены, изменения или дополнения иных действующих федеральных законов и других правовых нормативных актов Российской Федерации.