Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(107) "
  • Интервью и выступления
  • " }

    Анатолий Аксаков: санкции подстегнули прогресс в финансовой сфере

    16.06.2022
    Россия создает финансовую систему, которая позволит работать и осуществлять взаиморасчеты, в том числе трансграничные, невзирая на жесткие санкции. О том, как это будет происходить, а также когда в стране могут появиться свои криптобиржи и узаконят майнинг криптовалют, в интервью ТАСС рассказал глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в кулуарах ПМЭФ-2022.

    — Анатолий Геннадьевич, какие у нас планы по цифровым активностям? Как изменилось значение цифровых активов и что сейчас наши законодатели и финансовые власти делают, чтобы этот инструмент активнее использовался и внутри страны, и в расчетах с зарубежными партнерами?

    — Санкционные решения, естественно, влияют на работу наших финансовых институтов, наших компаний на международных рынках. Одним из решений проблемы взаиморасчетов между поставщиками и получателями я вижу развитие блокчейна, распределенных реестров и на базе новых электронных цифровых платформ осуществление взаиморасчетов между Россией и зарубежными странами. На мой взгляд, в этом году будет зарегистрирован десяток новых электронных платформ. Компании смогут выпускать цифровые финансовые активы для обеспечения финансового и товарного оборота между своими партнерами сначала внутри страны, затем и на трансграничном уровне.

    Я две недели назад внес поправки в законопроект после консультации с теми организациями, которые выпустили и зарегистрировали эти платформы. Рассчитываем, что уже на следующей неделе примем этот закон. Правовое пространство, которое требуется для активной работы цифровых финансовых активов, будет сформировано. В этом году уже рассчитываем на выпуск первых активов. В начале следующего года начнет работу в пилотном режиме цифровой рубль. Эта система позволит работать фактически без банков, осуществлять взаиморасчеты. И все санкции будут побоку. 

    — Вы сказали про трансграничные расчеты. Сориентируйте по срокам, и что дополнительно может к этому понадобиться?

    — Надо будет внести изменения, позволяющие иностранным участникам войти в эти цифровые платформы и активно в них участвовать. Совместно с ЦБ мы к этому готовы. Но это дело новое, там могут быть подводные камни. Надо отработать в рамках российского правового пространства эту технологию. Дальше перейдем на подключение иностранцев. Я знаю, что те компании, которые выпустили и зарегистрировали электронную платформу, готовы к работе с иностранными партнерами. У них есть и свои подразделения во многих регионах мира, включая Европу, Латинскую Америку, Азию, — они заинтересованы в осуществлении трансграничного взаимодействия.

    — Что сейчас предпринимается в направлении криптовалюты и майнинга?  

    — У нас был законопроект, регулирующий криптовалюты, где были описаны и общие подходы к регулированию майнинга. Против майнинга ЦБ не возражает, но категорически против легализации криптовалют. Поэтому появилась идея выделить майнинг из законопроекта о криптовалютах и отдельно его запустить. Одна из версий законопроекта внесена в Госдуму и поступила недавно в наш комитет. Но она очень рамочная, ее нужно совершенствовать либо заменять новым законопроектом, который уже разрабатывается совместно Минфином, ЦБ и депутатами Госдумы. Скоро он будет внесен в Госдуму, допускаю, что после ПМЭФ.

    Думаю, что быстро примем и майнинг в этом году может быть узаконен

    — Как будет осуществляться закон о налогообложении? 

    — Есть разные варианты. Один из них — расчет налога от объема потребляемой электроэнергии, его предлагают и криптовалютчики. Будет определен коэффициент, чем больше электроэнергии потребляешь, тем больше объем налогов. 

    — К тарифам добавляются еще и налоги, верно?

    — Да. Причем везде будет прописано, что льготные тарифы по электроэнергии не должны быть использованы майнерами. То есть они должны работать на общих основаниях. 

    — Кто это будет контролировать?

    — Сейчас система электронного взаимодействия между государственными ведомствами позволяет все проконтролировать и взыскать все, что необходимо, и наказать, и поощрить. В этом проблемы нет.

    — Майнинг будет отслеживаться по объему потребляемой энергии?

    — Да. Причем есть предложение, и скорее всего оно будет реализовано, чтобы майнинговые фермы создавались только там, где есть избыток электроэнергии, а в дефицитных регионах запретить, чтобы не создавать проблемы для населения и других видов бизнеса.

    — Речь идет о Сибири, верно?

    — Прежде всего да. Насколько я знаю, в Карелии тоже дешевая электроэнергия, там тоже могут производить.

    — А что с законом о криптовалютах?

    — Пока имеем жесткую позицию ЦБ на запрет легализации.

    — Даже для инвестиций, а не для использования в качестве платежного средства?

    — Да, даже для инвестиций, поскольку считают, что это рискованное вложение средств, очень волатильное. Отличить квалифицированного от неквалифицированного покупателя будет сложно.

    — А что у нас сейчас не волатильное?

    — Все волатильное, но сейчас, когда все опустилось на низкий уровень и особо не поднимается, криптовалюты скачут. Помимо волатильности нас также смущают непонятные лица, которые стоят за криптовалютами.

    Есть подозрение, что они управляются спецслужбами и очень серьезное давление могут оказывать западные правительства на регулирование этого рынка. Я думаю, что в следующем году мы пропишем законодательство, которое позволит под жестким регулированием через ограниченное число инфраструктурных площадок осуществлять обмен либо иные операции для работы бирж. При этом регулирование должно быть российское, жесткое, но вызывающее доверие у российских людей. Под очень жестким контролем ЦБ и других регуляторов "окно" все-таки будет открыто. 

    — Теоретически возможна ли наша российская криптобиржа?  

    — Очевидно, если криптобиржа, скажем так, Binance, например, закрыла свое представительство и не работает с Россией после окрика из Соединенных Штатов, то мы должны иметь инфраструктуру, которая не реагирует на окрики США, продолжает работать. 

    — На каком этапе сейчас находится законопроект об отрицательных ставках по валютным депозитам для юрлиц?

    — На стадии принятия. Подготовленные поправки уже в комитете, и допускаю, что до окончания летней сессии мы примем закон и отрицательные ставки по валютным вкладам появятся.

    — Для юрлиц, правильно?

    — Во-первых, для юрлиц. Во-вторых, это не касается комиссии, которую устанавливают банки. Эльвира Сахипзадовна уже сказала, что это неправильно, особенно по действующим вкладам, поскольку были договоренности. Хотя во всех договорах, я уверен, банки прописывают вариант изменения тарифов, комиссий в случае изменения какой-то ситуации. Банки тоже надо понимать. Им становится невыгодно эти валютные вклады держать. Они создают проблемы, поскольку ими оперировать, этой валютой, невозможно в силу введенных ограничений.

    — Это возможность для банков избавиться от валютных вкладов?

    — Да, поскольку они им создают проблемы. А за них надо нести ответственность, и эту проблему как-то надо отрегулировать. Очевидно, пока будет действовать традиционный формат. Если ввели комиссии незаконно, то будут штрафовать. Но нам надо найти варианты работы с валютой, в том числе используя наши контакты с банками дружественных стран. И находить варианты открытия корсчетов. В конце концов, создавая проблемы и западным институтам, чтобы они поняли. Пока я не вижу, честно скажу, эффективного решения этой проблемы.

    — Какие могут быть ставки после принятия закона по валютным депозитам юрлиц? Какие риски и потери несет закон для юрлиц?

    — Отрицательные ставки по вкладам — это мировая практика. И европейцы, и американцы это применяли, когда у них была низкая инфляция. Мы находимся в ситуации, когда действуют санкции. Ставки будут, возможно, на уровне -1% или -0,5%, чтобы дестимулировать хранить средства в валюте.

    Но есть компании, которые вынуждены по бизнесу иметь валюту, и здесь, конечно, регулирование будет осуществляться в ручном режиме. Центральный банк должен предложить вариант все-таки решения этой проблемы

    — Вы раньше поднимали вопрос финансирования льготной ипотеки. Нашли ли вы отклик, понимание? Будет ли готовиться законопроект, или от этой идеи отказываются?

    — Пока мы уперлись в позицию правительства. Министерство финансов считает, что это порочный круг. Мы снизили проценты, определили льготную ставку по ипотеке, по ней выдали кредиты, определили объем субсидий, который должен быть направлен в банки для того, чтобы покрыть разницу между рыночной и льготной ставкой. Если льготная ставка снижается следом за снижением инфляции, то мы постоянно будем создавать проблемы. Это позиция Минфина, и мы пока ее не перебороли.

    На мой взгляд, мы должны давать шанс человеку смелее брать кредит. Скажем, он взял кредит под 12%, когда была установлена льготная ставка 12%, затем ставки понизились и льготная уже 9%. Соответственно, он думает: "Я проиграл". Поэтому государство должно закладывать какой-то резерв для таких движений ключевой ставки. Тем более сейчас экстремальная ситуация в стране, и, очевидно, эту экстремальную ситуацию не надо перекладывать на плечи граждан.

    — Какие шаги по повышению эффективности ипотеки и кредитования вы могли бы предложить сейчас? 

    — Мы предложили, и, я думаю, в ближайшее время появится законопроект о строительно-сберегательных вкладах, который соединяет в одном договоре два: договор длительного вклада и договор ипотечного кредитования. Естественно, дав возможность в экстремальных ситуациях и людям, и банкам выходить из этого договора. Но в основном обязывающего и вкладчика участвовать в этом процессе формирования вклада, а потом получения кредита, и банк.

    Учитывая, что вкладчик длительное время формирует вклад, он должен получать и льготный кредит с меньшим процентом, чем это сейчас есть на рынке

    Мы, к сожалению, имеем ситуацию, когда многие не могут сразу внести первоначальный взнос. Здесь интересен опыт правительства Башкортостана, которое субсидировало эти вклады. Причем было оговорено в договорах, что если вкладчик выходит из договора, например, то деньги возвращаются государству. Но мы хотим это все прописать в законе, чтобы правительство, и вкладчик, и банк действовали в правовом пространстве, заключая такие договоры. Может быть, нам даже запустить закон в пилотном варианте, а дальше его распространить на всю страну, посмотрев, как он работает в ряде регионов, например в Башкирии.

    — И вопрос как к большому эксперту и знатоку того, что происходит на финансовом банковском рынке. Есть ли тенденции для консолидации игроков под давлением финансовых блокад? И насколько это правильный путь?

    — Процесс консолидации, объединения банков будет происходить неизбежно. Но теперь это уже здоровые финансовые институты. И задача Центрального банка — создать условия, максимально благоприятные для того, чтобы такая консолидация проходила эффективно и беспроблемно прежде всего для вкладчиков, клиентов кредитных организаций. Я думаю, банк "Траст" надо сохранять. Была идея ликвидировать его, и он на ограниченный срок был создан. Так пусть он работает с проблемными активами, надо предусмотреть такую возможность. Объединение банка ВТБ и банка "Открытие", я так понимаю, уже решенный вопрос, судя по заявлениям, в том числе официальных лиц. 

    — Завершающий вопрос про ключевую ставку. Цикл снижения будет продолжаться? Деловую активность надо стимулировать?

    — Надо стимулировать деловую активность однозначно. Мы видим, что инфляция снизилась. Последние недели она на нуле и даже ниже нуля. Есть все условия для того, чтобы ключевую ставку снижать и дальше. Я думаю, Центральный банк даже во внеочередном порядке может такое решение принять в ближайшее время для того, чтобы отреагировать на ситуацию с инфляцией.

    Рита Шпилевская, ТАСС