Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    ФАС не хочет торговаться

    02.06.2015
      Надзорные службы не хотят бороться с ростом цен

    В Госдуме продолжается обсуждение изменений закона о торговле. Авторы поправок утверждают, что нынешние отношения между ритейлерами и поставщиками позволяют первым неправомерно наживаться на вторых. Исправить ситуацию, считают они, должен ряд законодательных ограничений, а также усиление контроля со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Антимонопольщики же вмешиваться в трения между ритейлерами и поставщиками не спешат, хотя контроль ценообразования крупных торговых сетей должен явно входить в сферу их интересов.

    Битвы за полки

    Законопроект о внесении изменений в закон о торговле одобрен Госдумой в первом чтении и готовится ко второму. Положения документа касаются регулирования отношения между торговыми розничными сетями и их поставщиками и, по задумке авторов, должны устранить возможности для навязывания дополнительных услуг и выжимания денег из производителей и дистрибьютеров. Так, документ предполагает запрет на взимание платы за право поставлять свою продукцию для розничных сетей (так называемый бонус за листинг), а также за изменение ассортимента. «Войти сегодня в любую сеть, особенно федеральную, без каких-либо оплат невозможно, так как ассортиментные и ценовые позиции фактически узурпированы крупным ритейлом, который и диктует правила того, какой товар может быть на полке», — говорил ранее один из авторов проекта, член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Виктор Звагельский. Кроме того, законопроект предлагает ограничить размер премии, которую поставщик платит торговой сети за приобретение определенного количества товаров, так называемый ретро-бонус, до 3% от стоимости партии (в настоящий момент ее размер составляет 10%).

    На СРО надейся…

    Главное, что проект предполагает усиление роли ФАС в регулировании отношений между ритейлерами и поставщиками. В частности, документ обяжет поставщиков уведомлять ФАС о заключении договоров с ретро-бонусами, превышающими максимальный размер, и согласовывать в службе договор о поставке, чтобы избежать навязывания поставщикам и производителям дополнительных услуг от ритейлеров. «Мы от такого усиления полномочий отказываемся», — заявил замглавы ФАС Андрей Кашеваров. По словам специалиста, законопроект получил отрицательное заключение службы, и пока официальная позиция не менялась.

    В настоящее время регулирование отношений ритейлеров, производителей и поставщиков со стороны ФАС происходит постфактум: в рамках специальных проверок или по факту поступивших в службу жалоб. Если законопроект будет принят в том виде, в котором прошел первое чтение, то для ФАС это будет означать многократное увеличение объемов работы, поэтому нет ничего удивительного в том, что в службе открещиваются от подобного расширения полномочий. «Работа по анализу договоров, которая предлагается законопроектом, требует огромных трудовых затрат, но при этом очень малоэффективна», — пояснил Андрей Кашеваров.

    Сами антимонопольщики поддерживают идею саморегулирования. Так, в ФАС приветствовали инициативу по разработке внутреннего кодекса производителей лекарственных средств, который, по прогнозам службы, должен заработать уже в декабре. Это документ является сводом определений и правил, регулирующих взаимоотношения между фармпроизводителями, дистрибьюторами и аптечными сетями.

    «Мы также поддерживаем идею саморегулирования, но в систему саморегулируемых организации (СРО) должны войти и ритейлеры, и поставщики товаров», — поделился председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков. По словам парламентария, в рамках СРО вполне возможно найти совместные решения и с помощью современных технологий гарантировать контроль и прозрачность движения товаров и финансов. «Сети и поставщики должны договориться о применении соответствующих программных продуктов. И тогда, возможно, не надо будет оказывать никакого административного давления на рынок», — предполагает Аксаков.

    Вместе с тем депутаты все-таки настаивают на усилении роли ФАС в регулировании отношений ритейлер — поставщик. «Мы считаем необходимым расширить полномочия ФАС, чтобы именно таким путем сбалансировать интересы и тех, и других участников рынка», — сказал Анатолий Аксаков. С ним соглашается руководитель юридического отдела «Падва и Эпштейн» Дмитрий Штыков: «Роль ФАС во взаимоотношениях торговых сетей и поставщиков обязательно надо усилить. Крупные торговые сети, пользуясь своим доминирующим положением, навязывают условия договоров поставки, устанавливая размеры бонусов по своему усмотрению, особенно это касается непродовольственных товаров, где размер такого вознаграждения может доходить до 30% от оборота».

    ФАС на них нет

    Эксперты опасаются, что, как это нередко бывает с неплохими на первый взгляд инициативами, внесение изменений в закон о торговле приведет к ущемлению интересов конечного потребителя и не к сдерживанию цен а, наоборот, к их росту. Косвенные издержки ритейлеров вырастут, и торговые сети, скорее всего, переложат их на плечи покупателей, повысив розничные цены. «В конечном итоге пострадает население, которое в условиях падения реальных доходов очень болезненно воспринимает любое ускорение темпов роста цен», — отметил аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин.

    И здесь участие контрольно-надзорных органов явно необходимо. Даже если надежды ФАС оправдаются и к третьему чтению из законопроекта исчезнут положения, обязывающие службу вникать в отношения между поставщиками и продавцами на стадии заключения договоров, то антимонопольщики обязаны гарантировать, что результатом саморегулирования не станет очередной необоснованный скачок розничных цен.
    Русская планета