Игорь Шувалов: гасить кризис рублем не будем
02.02.2015
«Новый прогноз социально-экономического развития, который буквально через два дня поступит в правительство из министерства экономического развития, будет крайне жестким. Радужных у нас никаких представлений нет и иллюзий тоже».
Это заявление первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов сделал в конце прошлой неделе в Государственной Думе, где он представлял вроде бы окончательный вариант антикризисного плана правительства. Вице-премьер подчеркнул, что прогнозная цена на нефть в 2015 году будет снижена в два раза -$50 за баррель.
Вице-премьер объяснил депутатам, что жесткие ограничительные меры в отношении экономики России были введены одновременно с ее «определенным торможением» и падением цен на нефть. По словам Шувалова, в этом году экономике России предстоит жить в тяжелых условиях «внешнего сжатия» и низких цен на нефть.
Вместе с тем Шувалов тут же сообщил депутатам, что план, по сути, не окончательный и в будущем подвергнется корректировкам после подготовки нового уточненного макроэкономического прогноза и утверждения скорректированного бюджета на 2015 год.
«Это первоначальный план. На базе этого плана правительство собирается работать вместе с депутатами Государственной думы и региональными правительствами в течение первого квартала. Затем после внесенного нового прогноза социально-экономического развития мы подготовим поправки в бюджет на 2015 год и вместе с парламентом определимся, какие неэффективные расходы следует сократить и на какие первоочередные мероприятия в течение 2015 года средства направить»,- заявил Шувалов. Поддержка, как сообщил депутатам Шувалов, будет оказываться в первую очередь, особо уязвимым семьям, сельскому хозяйству, имея ввиду, что в текущем году в ряде регионов страны сложилась сложная ситуация с озимыми.А также, промышленные предприятия, в которых большие трудовые коллективы.
Особое внимание в антикризисном плане уделяется импортозамещению, что, понятно, связано с действующими санкциями, введенными как Россией, так и западными странами. «Причем не просто импортозамещения, так как сам по себе лозунг может быть достаточно опасным для потребителя, нам необходимо выходить на параметры конкурентоспособной продукции, произведенной в стране. Во время антикризисных мероприятий в стране должна развернуться широкая работа по поддержке экспорта. Должна быть способность не только произвести товар, но и продать его на внешних рынках. Мы не можем пока похвастаться, что вся продукция РФ является конкурентоспособной»,- заявил Игорь Шувалов.
При этом заместитель председателя комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков заметил, что бизнес просчитывает риски не только сегодняшнего дня, но и возможный разворот цены на нефть, и, соответственно, укрепления рубля. Депутат выразил опасение, что, вложив сегодня деньги в импортозамещение, можно оказаться в сложной ситуации один на один с конкурентами из-за рубежа.
Шувалов ответил на это, что корректировки цен на нефть вполне возможны. Но все, кто будут связывать свои планы по развитию новой промышленности для импортозамещения, могут рассчитывать на определенные правительственные программы, в том числе, по предоставлению специального проектного финансирования и предоставления государственных гарантий.
Он также подчеркнул, что гасить кризис рублем, как в прошлый кризис, власти не готовы. «Да действительно у нас накоплены золотовалютные резервы, но мы должны ответственно подойти к тому, как этими резервами воспользоваться и ни в коем случае не подвергнуть как бы устои макроэкономической стабильности опасностям разрушения»,- заявил первый вице-премьер.
Антикризисный план правительства был обнародован два дня назад. Он состоит из 60 пунктов. В частности, расходы по большинству статей федерального бюджета на 2015 год предполагается сократить на 10%, а в течение следующих трех лет госрасходы должны сокращаться как минимум на 5% в год с тем. Сбалансированность бюджета должна быть достигнута к 2017 году. Сократить расходы предполагается за счет отказа от неэффективных затрат.
Тем не менее, план гарантирует полное обеспечение обязательств социального характера, а также исключает сокращение расходов на обороноспособность, поддержку сельского хозяйства и исполнения международных обязательств.
Правительство также предлагает отложить реализацию новых инвестиционных проектов и сконцентрировать высвободившиеся ресурсы на завершении ранее начатых.
Больше всего денег, согласно антикризисному плану, предлагается выделить на докапитализацию системно значимых банков (1 трлн руб. за счет средств Агентства по страхованию вкладов + 250 млрд руб. за счет средств Фонда национального благосостояния), финансирование ВЭБа (до 300 млрд руб.), предоставление госгарантий по кредитам и займам, привлекаемым крупными компаниями (200 млрд руб.), индексацию с 1 февраля 2015 года страховых пенсий (188 млрд руб.), борьбу с безработицей (до 52,2 млрд руб.) и поддержку сельского хозяйства (до 50 млрд руб. в 2015 году).
Присутствовавшие на презентации антикризисного плана в российском парламенте журналисты отмечали, что она проходила в достаточно миролюбивой обстановке. Хотя резкая критика, в особенности, со стороны коммунистов и лидера фракции ЛДПР Жириновского звучала.
Так, например, вице-спикер Государственной Думы Виктор Левичев (фракция «Справедливая Россия»)в беседе с журналистами, в числе которых был наш корреспондент, так оценил доклад Шувалова: «Выступление Игоря Шувалова в Госдуме убедило в том, что правительство в кризис способно выжить. А в том, что способно выжить население страны, антикризисный план, предложенный правительством, не убедил. Все вроде гладко, красиво звучит – однако пока это лишь благие намерения и совершенно не те предложения, которые мы надеялись услышать».
Отвечая на вопрос журналистов, в том числе – нашего корреспондента — о том, затронут ли меры, обозначенные в антикризисной программе, страны, входящие в ЕАЭС, финансовый омбудсмен России Павел Медведев заявил: «Да, они уже повлияли. Вот устрицы белорусские появились у нас уже. Безразличны эти антикризисные меры точно не будут. Страны ЕАЭС привязаны к экономике России. Очевидно, что ухудшения положения означает, меньше заказов и прочее. Как следствие, поведение этих стран может меняться. Так как для них важнейшим остается именно их экономическое положение. Поэтому поведение этих стран может меняться и уже меняется. Лукашенко каждый день об этом говорит».
Довольно скептически отнесся к программе правительства экс-министр финансов, председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин.«В антикризисной программе много рационального, но она лишь частично «утоляет боль», а лечит плохо», – написал он в своем твиттере. – В программе пока отсутствуют структурные реформы, а без них не выйти из кризиса и стагнации». Как считает Кудрин, структурные реформы «должны быть и антикризисными мерами». Он выразил надежду, что эти меры будут разработаны.
«Невозможно компенсировать всем падение реальных доходов, переход на адресную помощь — и реформа, и антикризисная мера», – написал Кудрин. По его мнению, в инвестпрограмме необходимо балансировать крупные стройки и поддержку средних и малых предприятий. «Даже строительство Керченского моста поддержит деловую активность, главное — контролировать его эффективность», – считает Кудрин.
Между тем, уже на следующий день после презентации, появились сообщения, что и в самом правительстве отношения к антикризисной программе, мягко говоря, сложное. Так, газета «Коммерсант», со ссылкой на свои источники в правительстве сообщила, что министерство финансов России не утверждает многомиллиардные траты, предусмотренные на реализацию программы. Если Минэкономики хотело бы потратить на антикризисные меры в первом квартале 656 млрд рублей, то министерство финансов согласно лишь на 10 млрд рублей.
В частности, Минфин пока не видит необходимости в дополнительном выделении бюджетных кредитов регионам — Минэкономики предлагает направить на это в первом квартале 40 млрд рублей из 160 млрд, предусмотренных планом на год. Обоснование отказа — еще не начали осваиваться 150 млрд рублей, уже заложенные на эти цели в действующем законе о бюджете. Похожая аргументация — по докапитализации банков из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
В свою очередь, глава министерства экономического развития России Алексей Улюкаев заявил журналистам, что инфляция в России может составить около 12 процентов ВВП России. Он также заявил, что ВВП России по итогам 2015 года снизится на 3 процента при цене нефти в $50 за баррель.
Наличие подобных разногласий в правительстве России, а также проблем с финансированием антикризисного плана, очевидно, означает, что структурные реформы в экономике, о необходимости которых говорят сегодня буквально все, будут, как минимум, отложены до весны http://oilnews.kz
Это заявление первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов сделал в конце прошлой неделе в Государственной Думе, где он представлял вроде бы окончательный вариант антикризисного плана правительства. Вице-премьер подчеркнул, что прогнозная цена на нефть в 2015 году будет снижена в два раза -$50 за баррель.
Вице-премьер объяснил депутатам, что жесткие ограничительные меры в отношении экономики России были введены одновременно с ее «определенным торможением» и падением цен на нефть. По словам Шувалова, в этом году экономике России предстоит жить в тяжелых условиях «внешнего сжатия» и низких цен на нефть.
Вместе с тем Шувалов тут же сообщил депутатам, что план, по сути, не окончательный и в будущем подвергнется корректировкам после подготовки нового уточненного макроэкономического прогноза и утверждения скорректированного бюджета на 2015 год.
«Это первоначальный план. На базе этого плана правительство собирается работать вместе с депутатами Государственной думы и региональными правительствами в течение первого квартала. Затем после внесенного нового прогноза социально-экономического развития мы подготовим поправки в бюджет на 2015 год и вместе с парламентом определимся, какие неэффективные расходы следует сократить и на какие первоочередные мероприятия в течение 2015 года средства направить»,- заявил Шувалов. Поддержка, как сообщил депутатам Шувалов, будет оказываться в первую очередь, особо уязвимым семьям, сельскому хозяйству, имея ввиду, что в текущем году в ряде регионов страны сложилась сложная ситуация с озимыми.А также, промышленные предприятия, в которых большие трудовые коллективы.
Особое внимание в антикризисном плане уделяется импортозамещению, что, понятно, связано с действующими санкциями, введенными как Россией, так и западными странами. «Причем не просто импортозамещения, так как сам по себе лозунг может быть достаточно опасным для потребителя, нам необходимо выходить на параметры конкурентоспособной продукции, произведенной в стране. Во время антикризисных мероприятий в стране должна развернуться широкая работа по поддержке экспорта. Должна быть способность не только произвести товар, но и продать его на внешних рынках. Мы не можем пока похвастаться, что вся продукция РФ является конкурентоспособной»,- заявил Игорь Шувалов.
При этом заместитель председателя комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков заметил, что бизнес просчитывает риски не только сегодняшнего дня, но и возможный разворот цены на нефть, и, соответственно, укрепления рубля. Депутат выразил опасение, что, вложив сегодня деньги в импортозамещение, можно оказаться в сложной ситуации один на один с конкурентами из-за рубежа.
Шувалов ответил на это, что корректировки цен на нефть вполне возможны. Но все, кто будут связывать свои планы по развитию новой промышленности для импортозамещения, могут рассчитывать на определенные правительственные программы, в том числе, по предоставлению специального проектного финансирования и предоставления государственных гарантий.
Он также подчеркнул, что гасить кризис рублем, как в прошлый кризис, власти не готовы. «Да действительно у нас накоплены золотовалютные резервы, но мы должны ответственно подойти к тому, как этими резервами воспользоваться и ни в коем случае не подвергнуть как бы устои макроэкономической стабильности опасностям разрушения»,- заявил первый вице-премьер.
Антикризисный план правительства был обнародован два дня назад. Он состоит из 60 пунктов. В частности, расходы по большинству статей федерального бюджета на 2015 год предполагается сократить на 10%, а в течение следующих трех лет госрасходы должны сокращаться как минимум на 5% в год с тем. Сбалансированность бюджета должна быть достигнута к 2017 году. Сократить расходы предполагается за счет отказа от неэффективных затрат.
Тем не менее, план гарантирует полное обеспечение обязательств социального характера, а также исключает сокращение расходов на обороноспособность, поддержку сельского хозяйства и исполнения международных обязательств.
Правительство также предлагает отложить реализацию новых инвестиционных проектов и сконцентрировать высвободившиеся ресурсы на завершении ранее начатых.
Больше всего денег, согласно антикризисному плану, предлагается выделить на докапитализацию системно значимых банков (1 трлн руб. за счет средств Агентства по страхованию вкладов + 250 млрд руб. за счет средств Фонда национального благосостояния), финансирование ВЭБа (до 300 млрд руб.), предоставление госгарантий по кредитам и займам, привлекаемым крупными компаниями (200 млрд руб.), индексацию с 1 февраля 2015 года страховых пенсий (188 млрд руб.), борьбу с безработицей (до 52,2 млрд руб.) и поддержку сельского хозяйства (до 50 млрд руб. в 2015 году).
Присутствовавшие на презентации антикризисного плана в российском парламенте журналисты отмечали, что она проходила в достаточно миролюбивой обстановке. Хотя резкая критика, в особенности, со стороны коммунистов и лидера фракции ЛДПР Жириновского звучала.
Так, например, вице-спикер Государственной Думы Виктор Левичев (фракция «Справедливая Россия»)в беседе с журналистами, в числе которых был наш корреспондент, так оценил доклад Шувалова: «Выступление Игоря Шувалова в Госдуме убедило в том, что правительство в кризис способно выжить. А в том, что способно выжить население страны, антикризисный план, предложенный правительством, не убедил. Все вроде гладко, красиво звучит – однако пока это лишь благие намерения и совершенно не те предложения, которые мы надеялись услышать».
Отвечая на вопрос журналистов, в том числе – нашего корреспондента — о том, затронут ли меры, обозначенные в антикризисной программе, страны, входящие в ЕАЭС, финансовый омбудсмен России Павел Медведев заявил: «Да, они уже повлияли. Вот устрицы белорусские появились у нас уже. Безразличны эти антикризисные меры точно не будут. Страны ЕАЭС привязаны к экономике России. Очевидно, что ухудшения положения означает, меньше заказов и прочее. Как следствие, поведение этих стран может меняться. Так как для них важнейшим остается именно их экономическое положение. Поэтому поведение этих стран может меняться и уже меняется. Лукашенко каждый день об этом говорит».
Довольно скептически отнесся к программе правительства экс-министр финансов, председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин.«В антикризисной программе много рационального, но она лишь частично «утоляет боль», а лечит плохо», – написал он в своем твиттере. – В программе пока отсутствуют структурные реформы, а без них не выйти из кризиса и стагнации». Как считает Кудрин, структурные реформы «должны быть и антикризисными мерами». Он выразил надежду, что эти меры будут разработаны.
«Невозможно компенсировать всем падение реальных доходов, переход на адресную помощь — и реформа, и антикризисная мера», – написал Кудрин. По его мнению, в инвестпрограмме необходимо балансировать крупные стройки и поддержку средних и малых предприятий. «Даже строительство Керченского моста поддержит деловую активность, главное — контролировать его эффективность», – считает Кудрин.
Между тем, уже на следующий день после презентации, появились сообщения, что и в самом правительстве отношения к антикризисной программе, мягко говоря, сложное. Так, газета «Коммерсант», со ссылкой на свои источники в правительстве сообщила, что министерство финансов России не утверждает многомиллиардные траты, предусмотренные на реализацию программы. Если Минэкономики хотело бы потратить на антикризисные меры в первом квартале 656 млрд рублей, то министерство финансов согласно лишь на 10 млрд рублей.
В частности, Минфин пока не видит необходимости в дополнительном выделении бюджетных кредитов регионам — Минэкономики предлагает направить на это в первом квартале 40 млрд рублей из 160 млрд, предусмотренных планом на год. Обоснование отказа — еще не начали осваиваться 150 млрд рублей, уже заложенные на эти цели в действующем законе о бюджете. Похожая аргументация — по докапитализации банков из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
В свою очередь, глава министерства экономического развития России Алексей Улюкаев заявил журналистам, что инфляция в России может составить около 12 процентов ВВП России. Он также заявил, что ВВП России по итогам 2015 года снизится на 3 процента при цене нефти в $50 за баррель.
Наличие подобных разногласий в правительстве России, а также проблем с финансированием антикризисного плана, очевидно, означает, что структурные реформы в экономике, о необходимости которых говорят сегодня буквально все, будут, как минимум, отложены до весны http://oilnews.kz