Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    "Стабильность национальной валюты зависит, прежде всего, от состояния экономики, от качества нашей экономики, а не от того, как действует Центральный Банк".

    18.09.2014
      Д. НАДИНА: Сегодня будем выяснять позицию Анатолия Аксакова, заместителя председателя комитета Госдумы по финансовому рынку. Как вам удалось так ускользнуть чуть раньше из здания на Охотном ряду? Я думала, сейчас заседание идёт? 

    А. АКСАКОВ: Вы меня пригласили, сейчас идёт час голосования. Мы уже определились на фракции, как будем голосовать, так что там ребята поддержат. Что касается корпоратива, его не будет. 

    Д. НАДИНА: Не будет корпоратива? А что так, почему? 

    А. АКСАКОВ: Сейчас все настроены на рабочий лад, пришли уже с отпусков, они были, правда, укороченные, но и надо работать, очень много работы. 

    Д. НАДИНА: Понятно. А вообще, можно, раз у нас такой уж расслабленный тон задан беседе, а вообще частенько бывает такое? Ну, какие-то совместные празднества, день рождение каких-то депутатов отмечаете, другие праздники? Кто-то женился, с тортами пришёл на работу? У нас принято торты приносить. 

    А. АКСАКОВ: Бывает, у нас бывает так, что, в сентябре, кстати, очень многие родились. Соответственно, приглашают отметить в узком кругу, но я бы не сказал, что это такое постоянное явление, но иногда бывает. 

    Д. НАДИНА: То есть неформально общение, тем не менее, присутствует? 

    А. АКСАКОВ: Хватает, да. 

    Д. НАДИНА: Хватает, есть это, хорошо. Давайте сосредоточимся теперь на проблемах, на вызовах, которые брошены России в последней неделе. Я безусловно говорю о новом пакете санкций, направленных против России. Рубль продолжает реагировать на все эти заявления с Капитолийских холмов и из Еврокомиссии. Сегодня очередное падение и по отношению к евро и по отношению к доллару. Доллар сегодня прибавил 72 копейки, евро – 86 копеек. Это какой-то небывалый рост, и теперь доллар стоит 38 рублей 71 копейка, евро – 50 рублей 6 копеек. Это что-то небывалое, и вопрос возникает, разумеется: это максимум или мы ещё максимума не видели? 

    А. АКСАКОВ: Если говорить о фундаментальных факторах, определяющих курс рубля, то они не действуют или действуют как якорь, не сильно. На самом деле курс рубля рублей на 5 должен быть ниже по отношению к доллару, чем это есть сейчас, 33 – 34. Правда, цена на нефть – это тоже такой фундаментальный фактор, наш рубль очень сильно привязан к цене на нефть. В последнее время падал, и она естественно влияла на падение рубля. Главный фактор всё-таки геополитический, и очевидно, воспользовавшись этим геополитическим фактором, и паникой определённой, и настроениями, некоторые спекулянты играют против рубля для того, чтобы уже используя, скажем так, нервозное состояние определённой части лиц, в том числе, физических, заработать на падении рубля и заработать на этом. Я бы всё-таки предупредил, что, скорее всего те, кто сейчас начнёт оборачивать срочно свои рубли в иностранную валюту, они проиграют, потому что фундаментальные факторы говорят о том, что рубль должен быть намного крепче. И очевидно, что маятник качнётся в обратную сторону, и вполне возможно, в ближайшее время. Зависит это от геополитических факторов, прежде всего. Ну и, во-вторых, это цена на нефть, конечно. 

    Д. НАДИНА: Нефть падает в цене и Анатолий Геннадьевич, здесь вопрос возникает логичный и тем более, что уже возникают такие конспирологические теории по поводу того, что Центробанк намеренно не поддерживает рубль сейчас, когда эта поддержка, казалось бы, нужна. Намеренно это не делает для того, чтобы те компании, которые попали под санкции, им было комфортнее рассчитываться со своими западными партнёрами. Какие-то такие предположения в социальных сетях всё чаще и чаще можно найти в статьях некоторых аналитиков. Не кажется ли вам то, что Центробанк слишком рано отказался от поддержки рубля, и всё-таки следовало бы сейчас проводить какие-то валютные интервенции для того, чтобы не позволять рублю так падать? 

    А. АКСАКОВ: Вы знаете, мы уже имеем международных резервов на 50 миллиардов меньше, чем это было, скажем так, в начале украинских событий. И сейчас бросать эту валюту, эту международную резервную поддержку курса рубля – это, значит, тратить наши резервы, в принципе, наше богатство. Стоит ли это делать – большой вопрос. Я хотел бы отметить также, что некоторые известные академики, в том числе академики, которые стали такими известными и заслуженными в советский период говорили и призывали, что рубль должен стоить 38 за доллар, ещё давно, в те периоды, когда он стоил меньше 30-ти. Поскольку слабая национальная валюта, относительно слабая, это на самом деле стимулирование отечественного производства, отечественной экономики. Стоит ли тратить международные резервы для того, чтобы создавать, скажем так, проблему для отечественной экономики? Это большой вопрос. Конечно, Центральный Банк в определённый промежуток времени должен выходить на рынок, но, на мой взгляд, это должно происходить в тот момент, когда уже понятно, что дальнейшего такого существенного падения рубля не будет. И вполне возможно, что сейчас как раз мы подошли к той границе, когда Центральный Банк начнёт потихонечку выходить на рынок для того, чтобы не было существенного падения рубля, ниже отметки 39 -40 и так далее. 

    Д. НАДИНА: Анатолий Геннадьевич, нам нужно сформулировать вашу позицию, для того, чтобы поставить её на голосование. Итак, вы считаете, что нынешнее действие Центробанка прямо сейчас, на сегодняшний день, потому что они не вмешиваются в работу биржи, это всё-таки, позитивно. 

    А. АКСАКОВ: Я считаю, что это позитивно, потому что вхождение на рынок - это в том числе подыгрывание спекулянтам, которые, конечно же, ожидают и ожидали, что Центральный Банк должен выйти на рынок, опустить рубль, и они на этом неплохо бы заработали. Центральный Банк решил пойти не на поводу у спекулянтов, тем самым сохранил резервы, дал возможность ослабиться рублю и соответственно поддержать отечественную экономику, и в то же время, конечно он должен понимать, что дальнейшее падение рубля может спровоцировать уже бегство из рубля. И очевидно он выйдет в ближайшее время на рынок. 

    Д. НАДИНА: Итак, давайте голосовать, если вы поддерживаете нашего гостя Анатолия Аксакова и читаете тот факт, что прямо сейчас Центробанк не вмешивается и то, что рубль падает, и нет в этом ничего страшного. А если вы считаете, что нет, это тот самый момент, когда Центробанк должен вмешаться и вообще, сколько можно и почему рубль так ослаб? Это не правильно, это бьёт по нашим кошелькам. 

    А. АКСАКОВ: Я хотел бы сказать, вопрос не очень корректный поставили. 

    Д. НАДИНА: А что, как вы хотели? Нам нужно сформулировать позицию. 

    А. АКСАКОВ: Вряд ли граждане выступают за ослабление национальной валюты, за укрепление иностранной. Просто мы в таких ситуациях находимся, когда наши международные резервы ограничены. Мы сейчас их потратим, а завтра уже вообще нечем будет выходить на рынок, соответственно поддерживать курс рубля. Поэтому всегда должна быть очень выверенная позиция и выверенные шаги. 

    Д. НАДИНА: Я призываю сейчас звонить тех, кто против нашего гостя и придерживается второй точки зрения. Анатолий Геннадьевич, а у меня вопрос, пока слушатели разогреваются: не следует ли на обсуждении в Госдуме вынести этот вопрос, потому что такое резкое укрепление доллара и евро, оно, безусловно, несколько пугает? Не кажется ли вам, что Центробанк уже не может самостоятельно справиться с этими вопросами, и должны ещё законотворцы к этому вопросу подключиться и тоже заняться его изучением? 

    А. АКСАКОВ: Во-первых, это конституционная ответственность Центрального Банка. Он отвечает за стабильность национальной валюты и только он, даже не правительство, хотя и правительство и Госдума на этот процесс могут повлиять. Стабильность национальной валюты зависит в то же время, прежде всего, от состояния экономики, от качества нашей экономики, а не от того, как действует Центральный Банк. Центральный Банк только немного может вмешаться в ситуацию, включив международные резервы. Поэтому наша задача, и думцев, и правительства, помочь Центральному Банку. Для этого надо принимать законы, которые развивают экономику, диверсифицируют её, отвязывают от цены на нефть на международном рынке. Вот такая работа должна проводиться, в том числе, мы будем бюджет сейчас рассматривать, в том числе, основные направления денежно-кредитной политики. Вот здесь мы должны помочь Центральному Банку действительно для того, чтобы ему легче было работать и обеспечивать стабильность валюты. 

    СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Вячеслав. Я, вообще-то против всей вот этой системы. Понимаете, ну обидно до ужаса. Нам всё время твердили в последние годы: «Держите деньги в рублях. Рубль теперь будет резервная валюта» и всё прочее. Нас уговаривали, уговаривали. И только чуть-чуть пошатнулась система, чуть-чуть цены на нефть упали, всё! Мы опять остаёмся у разбитого корыта. Ну, люди копили, копили эти деньги. Я, например, езжу в Москву, работаю уже в своём возрасте. Копил, копил, копил, хоп! У меня опять всё летит. Ну что ж, я им должен спасибо говорить? 

    А. АКСАКОВ: Во-первых, ещё не факт, что рубль останется на этих уровнях. Я уже сказал: фундаментальные факторы говорят, что рубль должен быть 33 – 34 за доллар и соответственно он может укрепиться. Как только и если спадёт эта геополитическая шумиха, соответственно, рубль начнёт укрепляться. И вполне возможно, что завтра это мы уже в определённой степени увидим, тем более, я ещё раз напомню, что говорил о действии спекулянтов, которые пользуются действительно слабостью национальной валюты. Слабость национальной валюты определяется ценой на нефть, одним, так скажем, продуктом. Или тремя продуктами: ещё газ и металлы. И естественно имея не диверсифицированную экономику, мы не можем иметь крепкую валюту. Соответственно спекулянты тоже работали, но очевидно, они эту палочку перегибают до определённого уровня, дальше она отскакивает и рубль укрепляется. Вполне возможно, что он укрепится. Но я согласен с тем, кто задал вопрос, что нам нужно систему экономическую поменять в том плане, структуру, у нас должна быть диверсифицированная экономика. У нас не должна валюта зависеть от одного – двух параметров. 

    Д. НАДИНА: Вот именно, когда же это будет? 

    А. АКСАКОВ: Как раз я вам подчеркнул, что правительство, Государственная Дума. Государственная Дума должна принимать законы, которые развивают диверсифицированную экономику. Правительство принимает постановления, распределяет средства таким образом, чтобы развивались производства не только в сырьевом секторе, но и в перерабатывающем. Сейчас такие решения приняты и, кстати, надо воспользоваться санкциями, которые применили против нас западные страны, для того, чтобы незаполненные ниши западными продуктами заполнить своими. Для этого есть все возможности, надо только активно поработать. Я думаю, что 3 – 5 лет нам вполне достаточно, чтобы выйти на вполне такую конкурентоспособную экономику с точки зрения структуры экономики. 

    Д. НАДИНА: Давайте подведём итог голосования: итак, вас поддерживает 28 % наших слушателей, они одобряют действие Центробанка сейчас, то, что не поддерживает рубль главный наш регулятор. 72 % слушателей против, и как раз таки ратуют за то, чтобы укреплялся рубль. 

    А. АКСАКОВ: Я могу сказать, что я с этими 78-ю в том плане, что действительно, когда рубль укрепляется, это хорошо, но для этого должны быть соответствующие условия. Мы должны иметь диверсифицированную экономику, понимаете? Для того, чтобы только словами поддерживать рубль или действиями Центрального Банка, то этого не достаточно, к сожалению. 

    СЛУШАТЕЛЬ: Я хотел бы с удовольствием возразить вашему гостю. Вот вы говорите о диверсификации. Как можно диверсификацию, как от чего-либо, если не так давно и Роснефть и Газпром у нас требуют из Фонда национального благосостояния ещё поддержать эти компании? Мы поддерживаем и развиваем энергетический сектор. Это наше стратегическое направление, то, чем мы занимаемся, то, куда вкладываются наши деньги. Это можно говорить, плохо ли, хорошо ли, но у нас есть, грубо говоря, икс количество денег. Почему мы не говорим о том, почему бюджетное правило до сих пор у нас существует? Почему у нас не развивается инфраструктура? Вы о какой диверсификации, извините, говорите, когда нет дорог? 

    А. АКСАКОВ: Как раз об этом я и говорю, что надо строить дороги, надо строить инфраструктуру. 

    СЛУШАТЕЛЬ: Вот этот разговор я слышу уже 10, если не 15 лет, а воз и ныне там. Вы знаете, я только что ездил домой в сторону Урала из Москвы, это ужас, летящий на крыльях ночи! Единственно нормальные дороги – это Татарстан, который мало отчисляет в федеральный бюджет и мало отчисляет в Москву. 

    Д. НАДИНА: А ещё говорят, что у Татарстана очень хорошие логисты в Госдуме, кстати, да. Спасибо. У нас очень подкованные слушатели. И вам придётся ответить, потому что это объективно так: Роснефть попросила 1, 5 триллиона. С чего бы вдруг? 

    А. АКСАКОВ: Я не хотел политический аспект темы затрагивать и политизировать нашу дискуссию, поскольку мы говорим о профессиональных темах, но тем не мене, всё-таки, хотел бы подчеркнуть: представляю фракцию «Справедливая Россия». «Справедливая Россия» голосовала против бюджетного правила. Мы считали, что наши резервы, в том числе, международные, должны вкладываться в родную экономику, а не в иностранные ценные бумаги, в том числе и диверсифицировать нашу экономику, развивать инфраструктуру, дороги и так далее. Но, к сожалению, так сказать, большинство, о котором вы знаете, оно приняло решение и поддержало точку зрения правительства. В результате возникло бюджетное правило, по которому резервы хранятся, в том числе, в иностранных ценных бумагах. Что меняется? Мы, в том числе, и я, долго пробивали в Государственной Думе решение о том, что Центральный Банк должен выдавать длинные деньги в экономику, а не только короткие. Раньше по закону Центральный Банк мог выдавать деньги только на один год. В прошлом году это правило отменили. Теперь Центральный Банк может на неограниченные сроки выдавать деньги. Деньги он может выдавать под проекты, которые будут окупаться. Сейчас важно вместе с правительством отобрать эффективные, окупаемые проекты, которые позволят вернуть деньги Центральному Банку. Вот эта работа ведётся. И я рассчитываю, что это решение, которое мы провели ещё в прошлом году, сейчас оно начинает реализовываться, позволит и инфраструктуре развиваться и проектам, которые связаны не только с сырьевым сектором. 

    Д. НАДИНА: Александр спрашивает: «Почему нефть дешевеет, а бензин в России дорожает?» 

    А. АКСАКОВ: Потому что у нас налоговая система таким образом устроена, что она не стимулирует снижение цены даже в условиях падающей цены на нефть. Ну и надо отметить, что цена на нефть падает только последние две недели. Последние две недели рубль начал здорово падать, тоже обратите внимание. Все предыдущие периоды цена на нефть всё-таки была высокой. 

    Д. НАДИНА: То есть технически у нас, если нефть дорожает и бензин дорожает, дешевеет – всё равно дорожает. 

    А. АКСАКОВ: Во-первых, да, потому что налоговая система так устроена и давно предлагала «Справедливая Россия», ещё раз подчеркну, изменить эту систему. Что касается цены на нефть, она опять же может подскочить и даже выше тех уровней, которые была две недели. 

    Д. НАДИНА: Анатолий Геннадьевич, с долларом, с рублём более менее понятно. К первопричине давайте всё-таки, к санкциям. И очередной пакет санкций, который был опубликован несколько дней назад, он довольно серьёзный и наверно бьёт по экономике России? По крайней мере, первые ощутимые уколы мы можем почувствовать хотя бы вместе с удорожанием доллара и евро. В перспективе, чем нам грозят эти санкции и действительно ли это опасные для нас новости? 

    А. АКСАКОВ: Безусловно, ничего хорошего для нашей экономики, для нашей страны эти санкции не несут, иначе, зачем мы торговали тогда с этими странами и получали те средства, которые вкладывали в какие-то проекты в нашей стране. В то же время, надо сказать, что относительно дешёвые западные деньги, которые привлекались: та же Роснефть, тот же Газпром, они в определённом смысле расслабляли и наши финансовые власти. Они не искали варианты формирования длинного и относительно дешёвого финансового ресурса для проектов Российской Федерации. Сейчас, как я уже сказал, такая работа наконец-то началась. Центральный Банк может выдавать деньги, рассматриваются другие варианты: агентство кредитной гарантии, созданное с 1-го июля, заработало. Я надеюсь, что МСП банк – это государственный банк поддержки малого и среднего бизнеса будет докапитализирован и начнёт более активно работать по поддержке малого и среднего бизнеса. И в этом плане я даже вижу благо, так скажем, для нашей внутренней работы, поскольку будем более мобилизовано работать. И депутаты и правительство предлагают разные варианты, в том числе, финансовой поддержки проектов Российской Федерации. И я вижу ещё и благо в том, что начинает активно развиваться импортозамещение. Я сам как депутат, представляю Чувашию. Чувашия – электротехнический регион, и многие предприятия сейчас начали получать заказы от энергетиков, от оборонщиков на свою продукцию. В результате они нанимают людей, так сказать, расширяя свои площади, загружают те мощности, которые не были загружены, и это такое благо. Плюс многие наши компании, которые не моли успешно конкурировать с западными, например, в той же Чувашии есть «Промтрактор». Он производит тяжёлые трактора для нефтяников, для газовиков, трубоукладчики те же. Но не мог конкурировать с ними, не потому, что некачественная продукция, а потому что у него не было длинного кредитного плеча, потому что ему не могли дать деньги на 7, 8 лет, банки. А все крупные западные компании «Катерпиллер», «Камаццо», они имеют практически свои банки, мощные банки, которые могут дать деньги на 10 лет, при чём действительно дешёвые деньги. И они с рассрочкой платежа эти трубоукладчики поставляли, трактора. Естественно, наши конкурентную борьбу проиграли. Сейчас появляется возможность: с одной стороны, к нам поставки не идут, значит, надо поддерживать своего, который может поставить то же самое, но для этого нужно длинное кредитное плечо. Я надеюсь, что эту задачу мы решим тоже. 

    Д. НАДИНА: То же самое, но дороже, и ведь надо сказать, что предприниматели и наш малый бизнес страдает. 

    А. АКСАКОВ: Не дороже, а дешевле. Не брали нашу, не потому что она хуже и дороже, она дешевле, причём значительно дешевле, но когда тебе дают на 10 лет с рассрочкой платежа или требуют предоплату, пусть даже продукт стоит дешевле, но ты за него сразу должен заплатить, это разные вещи, и поэтому наши проигрывают борьбу. Поэтому говорить о том, что наша продукция дороже, за редким исключением. У нас как правило, всё-таки дешевле: и рабочая сила, и затраты на производство единицы продукции. 

    Д. НАДИНА: Смотрите, а вам не кажется, что в условиях конкуренции рано или поздно вся эта положительная динамика скатится опять в негативное значение? 

    А. АКСАКОВ: В условиях отсутствия конкуренции? 

    Д. НАДИНА: Да. 

    А. АКСАКОВ: Да, кажется. Это может сработать. Это мы, к сожалению, переживали в советское время. Мы же не закрываем свой рынок, они его закрывают, они не поставляют продукцию. Да, но этот же «Промтрактор» должен выходить не только на российский рынок. Очевидно, он должен идти и в Африку и другие страны, а там придётся всё равно конкурировать. Но я думаю, вот эти санкции, о которых мы говорим, они будут действовать очень короткий промежуток времени, ну, год. Нам бы за год развернуться, чтобы успеть подготовиться к жёсткой конкуренции, которая обязательно всё равно появится на рынке. 

    Д. НАДИНА: Вот вы так сказали, что у нас появится жёсткая конкуренция на рынке, не знаю. Даже с учётом того, что, знаете, у нас, совсем недавно мы говорили про авиацию, и к нам приходил авиаэксперт Роман Гусаров. Рассказывал о том, что у нас во всех аэропортах региональных, там работает по одной компании, которая топливо поставляет, одной компании, которая трап поставляет. Нет никакой конкуренции. И попробуй только сунься, тебе тут же из-за коррупции отрежут нос твой длинный, если захочешь узнать какие-то подробности. Всё в конечном итоге упирается в борьбу с коррупцией. Мы готовы к тому, чтобы бороться с ней эффективно, чтобы как раз таки дать возможность этой здоровой конкуренции появится на рынке во всех отраслях, не только в промышленности, в технологичном, а везде? 

    А. АКСАКОВ: Для этого и принимаются решения и по госзакупкам и по муниципальным закупкам, и Федеральная антимонопольная служба для этого существует, в конце концов, президент снимает губернаторов за утрату доверия, прежде всего, из-за коррупционных составляющих. То есть такая работа идёт, и настрой на это есть, и у меня есть такое ощущение понимания, что сейчас она разворачивается более широко, чем это было в предыдущий период. Мобилизационная ситуация, она как раз стимулирует, в том числе, и коррупционную составляющую, как можно быстрее отсечь для того, чтобы противостоять этому давлению, которое извне мы сейчас ощущаем. 

    СЛУШАТЕЛЬ: Вопрос всё-таки политический: вот прошли у нас в Мосгордуму сейчас выборы. Хотел бы у Анатолия Аксакова спросить: вот выиграла Единая Россия. Почему в правительстве Москвы должны быть по идее все министры из Единой России, а там все сидят либералы, понимаете, нет? 

    А. АКСАКОВ: Я так понимаю, что всё-таки там если не члены «Единой России» в правительстве Москвы, то сторонники «Единой России» точно. 

    Д. НАДИНА: Все 10 самовыдвиженцев, они были поддержаны «Единой Россией», те, кто пробились. 

    А. АКСАКОВ: Поэтому я думаю, что вы как раз не правильно говорите. На самом деле, во власти находятся люди, которые получили власть из рук «Единой России». 

    Д. НАДИНА: Ну, либералами их точно не назовёшь. 

    А. АКСАКОВ: Да, я читаю, что Сергей Собянин, он, конечно, не либерал, он такой прагматик, хозяйственник скорее. Я с удовольствием езжу в Тюмень, где он был губернатором: чистый город, аккуратный, говорят, при нём это стало. Надеюсь, что Москва повторит этот опыт. 

    СЛУШАТЕЛЬ: Скажите, пожалуйста, деньги, которые давались нам на западе в кредит, фактически являлись нашими деньгами, которые Кудрин и компании либеральные, экономисты, вложили в американский дом селенга. Скажите, пожалуйста, эти люди до сих пор находятся у власти, ну, не они сами, а их последователи. Откуда возьмутся дешёвые деньги у нас в стране с этими людьми? 

    А. АКСАКОВ: Я считаю действительно, что законный вопрос. Странно, что наши компании занимали на внутреннем и внешнем рынке относительно дорогие деньги по сравнению с теми процентами, которые мы получали за счёт размещения своих резервов за рубежом. То есть фактически мы размещали эти средства под низкий процент за рубежом, создавали, так называемую, подушку безопасности. И при этом, тут же занимали за рубежом под более высокий процент, получали процент. Ну и логика в этом вопросе есть: надо ли было нам так поступать, а не лучше ли было эти деньги, которые мы разместили за рубежом, вложить в российскую экономику. На мой взгляд, такое понимание сейчас всё-таки появляется, это раз. Во-вторых, сама жизнь заставляет эти деньги вкладывать в родную экономику, потому что за рубежом мы уже занять не можем, где-то надо брать ресурсы, и мы, в том числе этот ресурс, эти валютные резервы направляем и будем направлять на развитие отечественной экономики. Задавали вопрос по Фонду национального благосостояния, в том числе и резервы, это же наши резервы, они пойдут на развитие наших компаний. 

    СЛУШАТЕЛЬ: Фракция «Единая Россия», она наверно не первый год всё-таки у власти, в Госдуме в том числе. Что ж всё так плохо-то у нас в стране с экономической точки зрения? Евро у нас сегодня сколько 51, 52 в обменниках? 

    Д. НАДИНА: Ну, так у нас депутат из «Справедливой России». 

    А. АКСАКОВ: Я-то не из «Единой России», надоем задавать этот вопрос. 

    СЛУШАТЕЛЬ: Я хочу понять: «Единая Россия», «Справедливая Россия», вот выборы в Санкт-Петербурге показали, что разницы-то практически нет. 

    А. АКСАКОВ: Как нет? 

    СЛУШАТЕЛЬ: Дмитриева одна. 

    А. АКСАКОВ: Её сняли с дистанции. 

    СЛУШАТЕЛЬ: Вы прекрасно понимаете всё, сняли, понятно, что сняли. 

    Д. НАДИНА: Секундочку, как сняли? Она же просто не смогла заручиться поддержкой муниципальных депутатов? 

    А. АКСАКОВ: Ну да, не заручилась поддержкой муниципальных депутатов. 

    Д. НАДИНА: Не прошла муниципальные фильтры, разве можно говорить, что её сняли? Это не то же самое! 

    А. АКСАКОВ: Как раз это порочность система, когда существует фильтр, который отсеивает неугодного кандидата. 

    Д. НАДИНА: Подождите секунду, мне кажется, что если кандидат хочет пройти, он хочет попробовать и добиться своей цели, то он это делает, как, например, который был, вообще, оппозиционным кандидатом на выборах в мэры Москвы. Но он заручился поддержкой муниципальных депутатов Единой России, он прошёл этот фильтр, и он спорил, была конкурентная борьба с Собяниным, проиграл, так вышло. Но ведь он до последнего шёл и не обманул ожидание своих избирателей. Почему Дмитриева поступила так? Почему она пошла на такую резкую конфронтацию и не захотела побороться ради своих избирателей. 

    А. АКСАКОВ: На какую конфронтацию, я сейчас не в курсе? Что за конфронтация? 

    Д. НАДИНА: Просто все те высказывания, которые чуть позже появились в прессе, вы сейчас говорите, что её сняли, но ведь это не совсем не так! 

    А. АКСАКОВ: Нет, не сняли, не сняли, я забираю свои слова обратно. Но действительно она не прошла муниципальный фильтр, но само существование муниципального фильтра, на мой взгляд, порочно. Почему партия, тем более партия, являющаяся парламентской, не может выдвинуть своего кандидата? Почему этот кандидат ещё должен проходить фильтр? Не нормально это. 

    Д. НАДИНА: Наверно для демократизации процесса, нет? 

    А. АКСАКОВ: Демократические процедуры, которые опробованы во многих странах мира, почти во всех странах мира, как раз предусматривают, что парламентская партия или мощная партийная организация выдвигает своего кандидата, и он дальше борется с соперниками из другой партии. Это нормальный был бы процесс. Когда тебя отфильтровали, причём отфильтровали депутаты от другой партии, это вопрос, так ведь? 

    Д. НАДИНА: Смотрите, «Справедливая Россия» в Мосгордуме тоже не смогла получить ни одного кресла? Вы это с чем связываете? 

    А. АКСАКОВ: Мы ещё не анализировали эту ситуацию. Я, честно говоря, больше следил за Марийской республикой. Я чуваш и в то же время отвечаю за Марийск, поскольку там нет своего депутата Госдумы. Там тоже они не прошли 5% барьер. Это связано, я скажу прямо, и с недостатком финансовых ресурсов, потому что выборы требуют определённых денег, денег было мало. Это и с неопытностью кандидатов, и с недостаточной, может быть, работой с избирателями. 

    Д. НАДИНА: Получается, «Справедливая Россия» демонстрирует свою слабость сразу в нескольких регионах? 

    А. АКСАКОВ: У нас выборы проходили практически в тех регионах, где нет наших депутатов Госдумы. Я могу сказать, что если бы выборы проходили в регионе, где есть депутаты Госдумы, то там ситуация была иной, потому что партия «Справедливая Россия» сильна как раз своим депутатским региональным корпусом. В Марийской Республике нет ни в Госсовете депутатов, ни в Госдуме нет представителя этой республики. Естественно, отсутствие такой базы не создаёт условия, благоприятных условий, для проведения активной политической борьбы. Там, где есть депутат Госдумы, как правило, результат положительный. Всё зависит от лидеров, которые могут обеспечить поддержку соответствующих партий. При этом этих лидеров привлечь в оппозиционную партию часто намного сложнее, потому что мы - такая конструктивная оппозиция, мы стараемся работать без крикливой демагогии, а именно, если критикуем, то предлагаем конкретный вариант решения проблем. Когда начинаем предлагать людям пойти от оппозиционной партии, людям конструктивным, критически настроенным, они опасаются, опасаются за свой бизнес. 

    Д. НАДИНА: Смотрите, Сергей Миронов был у нас не так давно в студии и говорил о том, что не за горами слияние – это исторически так предопределено, что будет сливаться «Справедливая Россия» с КПРФ. Может быть, как-то чуть раньше это произвести? Это совершенно очевидно то, что вот раз не получается. 

    А. АКСАКОВ: Я думаю, что ничего не произойдёт в ближайшее время, и вполне возможно, что никогда это не произойдёт. У «Справедливой России» есть своя ниша, есть очень сильные члены партии. «Справедливая Россия» – третья партия в Госдуме по численности. Она набрала достаточно большое количество, я в Чувашии набрал около 20% голосов для «Справедливой России». При том это происходило, что хоронили, то есть говорили, что больше 3% не наберёт. Так что набираем и будем набирать, и я уверен, что в следующей Думе «Справедливая Россия» будет работать, и это благо, кстати, для Госдумы, потому что состав профессиональный депутатов нашей фракции очень сильный. 

    СЛУШАТЕЛЬ: Я хотел бы возразить по поводу положительного влияния санкций, по поводу влияния санкций на российскую экономику. Смотрите, ограничение доступа к мировым финансовым институтам, ограничение доступа к мировой валютной системе, скорее всего, негативно бы отразилось на экономике страны, но в условиях минимизации или замораживания совместно с западом бизнес проектов скажется безусловным образом низкая производительность труда в России, а также всевозможная её технологическая отсталость от запада. И эти условия не смогут России позволить создать бы той экономической базы, которая была бы необходима для развития страны. Более того, для этого самого развития страны необходима здравая и конкурентно способная атмосфера, которая в России практически отсутствует. Можно предположить, что санкции бы повлияли положительно на экономику страны тогда, когда в России заранее была бы разработана более менее конкурентно способная экономика на уровне, приближенном к мировому. Сейчас же, когда Россия к этому совершенно не готова санкции, по моему мнению, не самым конструктивным образом повлияют на экономику страны. Это личная позиция. 

    А. АКСАКОВ: Она понятна, причём я хотел бы подчеркнуть, что как раз с этого начал. Ничего хорошего, конечно, санкции для нашей страны и для нашей экономики не представляют. Но мы живём в тех условиях, в которых, так сказать, живём, то есть в условиях санкций. Очевидно для того, чтобы в условиях санкций нам всё-таки противостоять мировому давлению и возможно принятию ещё более жёстких санкций, нам надо что-то делать, перестраивать экономику и для этого, слава Богу, есть заделы, которые позволяют в отдельных секторах провести и модернизацию экономики. Я бывал на многих промышленных предприятиях в Чувашии, прежде всего, откуда депутатом являюсь, там есть заделы: электротехника, приборостроение и даже машиностроение, которое, к сожалению, за годы либеральных реформ очень здорово подкошено и очень здорово разрушено. Так что, плюс я вижу в том, что мы мобилизуемся. Мы вот эти внутренние резервы, ресурсы, которые у нас раньше теплились и не поддерживались, будут поддерживаться, и соответственно мы создадим возможность этим резервам проявить себя. А они вполне конкурентно способны, они на мировых уровнях, просто надо дать этим росткам простор сейчас и они быстро вырастут. 

    Д. НАДИНА: У меня остался ещё один вопрос: смотрите, с 3 по 6 сентября банковский форум в Сочи проводился. Насколько необходимо сейчас обсуждать эти все вопросы, связанные с банковской средой, если по большому счёту сейчас мы наблюдаем за зачисткой рынка, и сегодня ещё два банка лишились лицензий. Можно ли сейчас в принципе в России говорить о каком-то банковском бизнесе, и существует ли он в принципе? 

    А. АКСАКОВ: У нас более 800 банков в Российской Федерации. 

    Д. НАДИНА: Вот это и пугает. 

    А. АКСАКОВ: Пугает, но они есть, они работают, и многие из них честно и законопослушно работают. И то, что отзывают лицензии у тех, кто нарушает законодательство, инструкции ЦБ, кто-то отмывкой занимается, кто-то обналичивает средства, с ними надо бороться и вычищать. Это просит в том числе и доверие ваше, клиентов, физических лиц, юридических лиц в банковской системе. К этому я отношусь спокойно и с пониманием. Что касается, надо ли собираться обсуждать? Ну, конечно, накануне нового делового сезона, тем более в условиях санкций, которые были приняты в летний период, надо обсудить ситуацию и наметить шаги, которые необходимо принять и банкирам, и правительству, и Центральному Банку для того, чтобы выйти из этой ситуации более сильными и оптимистично настроенными. Я уверен, что в этой мобилизационной ситуации мы действительно проведём очень многие необходимые, давно лежащие под сукном мероприятия, в том числе примем законы. И наша экономика перегруппируется таким образом, что дальше будет развиваться более понятно для всей страны, более эффективно, и это люди на себе ощутят, в том числе благодаря повышению жизненного уровня. 

    Д. НАДИНА: В студии был Анатолий Аксаков, заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку. 
    Русская служба новостей