Госдума приняла закон по противодействию недобросовестным инсайдерам

26.07.2018

Государственная Дума на своем заседании 26 июля 2018 года приняла в третьем, окончательном чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Автором законодательной инициативы является Правительство РФ. Законопроект был внесен в Государственную Думу в ноябре 2015 года.
Проектом, в частности, был дополнен перечень лиц, относимых к инсайдерам, уточнены требования к представлению ими информации, предусмотрено основание для освобождения от ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации.
В ходе доработки законопроекта в Комитете Государственной Думы по финансовому рынку было уточнено понятие «инсайдерская информация», введены понятия «иностранный эмитент» и «манипулирование рынком», отнесены к инсайдерам иностранные эмитенты и публично-правовые компании. Также конкретизированы полномочия Банка России по проведению контроля по соблюдению требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации.
В документе оговаривается, что производство, выпуск или распространение продукции зарегистрированных средств массовой информации не является манипулированием рынком независимо от их влияния на цену, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, если иное не установлено законодательством.
Комментируя законопроект, председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков назвал ключевым положением документа составление компаниями собственного перечня инсайдерской информации в соответствии с нормативным актом Банка России, что, по его словам, «дает возможность им учитывать специфику своей работы». В свою очередь норма, предусматривающая утверждение исчерпывающего перечня инсайдерской информации нормативным актом Банка России, исключается.
Законопроектом вводятся дополнительные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг по определению структурных подразделений, сотрудники которых получают инсайдерскую информацию от клиентов на регулярной основе, а также по принятию мер, направленных на недопущение несанкционированного распространения инсайдерской информации между структурными подразделениями таких организаций.
Проверки регулятором в отношении компаний будут проводиться на основании решения председателя Банка России или его заместителя. Сотрудники Банка России получат право беспрепятственного доступа на территории и в помещения лиц, в отношении которых проводится проверка, за исключением помещения оперативно-розыскных органов и жилищ граждан. Требования закона о проведении проверок и осмотров не распространяются на лиц, обладающих неприкосновенностью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон разрешает сотрудникам Банка России, уполномоченным на проведение проверок, осуществлять доступ к информации, за исключением сведений, которые составляют государственную и налоговую тайну, а также тайну связи (кроме информации о почтовых переводах денежных средств), в том числе к данным, хранящимся на электронных носителях - при соблюдении правил о защите персональных данных .
Устанавливаются особенности проведения проверок Банка России в некредитных финансовых организациях и прочих юрлиц, не являющихся кредитными организациями.
Закон вступает в силу по истечении 270 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен свой срок вступления в силу.
«Закон позволит эффективнее бороться с нечестным поведением на рынке и оптимизирует административную нагрузку на участников рынка в связи с необходимостью соблюдения ими мер, направленных на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации», - уверен Анатолий Аксаков.