Анатолий Аксаков высказался за опубликование Центральным банком прогноза процентных ставок в экономике

23.11.2017
22 ноября 2017 года Государственная Дума рассмотрела и приняла к сведению представленные Центральным банком Российской Федерации Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов.

 

Комментируя итоги деятельности рабочей группы депутатов трех профильных Комитетов, которая рассматривала и формулировала предложения по совершенствованию документа в ходе его подготовки, председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, отметил, что впервые в документ внесены изменения в формулировку цели по инфляции. Он уточнил, что цель по снижению инфляции сменяется целью её стабилизации: «впервые Центральный банк говорит не о снижении инфляции до целевого уровня, а о поддержании инфляции на уровне 4%».


По словам Анатолия Аксакова, заслуживает положительной оценки то, что в отличие от прошлых лет в представленном документе больше внимания уделено координации денежно-кредитной политики с другими ключевыми направлениями экономической политики, прежде всего, бюджетно-налоговой и структурной политикой. Также делается акцент на координации действий Банка России с федеральными и региональными органами исполнительной власти для целей ограничения причин немонетарной инфляции (тарифы, локальные монополии, логистика). Несмотря на то, что депутаты в целом позитивно оценивают работу Банка России, в отношении документа было высказано много пожеланий и ряд замечаний. 


По мнению Анатолия Аксакова, имеются все основания для вывода, что денежно-кредитная политика Банка России является скорее жесткой, нежели умеренной. Он считает, что ключевая ставка должна была снижаться в 2017 году более быстрыми темпами, что позволило бы обеспечить и реальное снижение ставок кредитных организаций, и сдерживало бы дефляционные процессы в экономике. Анатолий Аксаков считает, что в ОНДКП присутствует недооценка дефляционных рисков, угроза которых для российской экономики в настоящее время существенно возросла. 
Отдельное внимание Анатолий Аксаков обратил на отсутствие в документе детального анализа и оценки действующей системы рефинансирования, что, по его словам, затрудняет понимание того, какие же условия и стимулы будут созданы для устойчивого развития российской экономики. 


При этом в тексте документа заявлено и о принятой стратегии поэтапного выхода Банка России из специальных инструментов рефинансирования.
Он напомнил, что они вводились, в том числе, и из-за санкционных решений, для того, чтобы поддержать ряд ключевых секторов экономики, обеспечить импортозамещение финансовыми ресурсами. «Санкционные решения еще не отменены, неизвестно, когда это произойдет, а из специнструментов предполагается уже выходить», - сообщил Анатолий Аксаков. В этих условиях, по его мнению, большое значение должны иметь внутренние источники развития, в качестве которых как раз и целесообразно рассматривать специальные программы рефинансирования.


Анатолий Аксаков отметил, что в документе не раскрыта актуальная тема санации крупнейших банков путем прямого участия Банка России в их капитале. По его словам, Центральный банк дал логичное объяснение, что выделение соответствующих больших сумм осуществляется на основе внутренних проводок, которые не приводят к насыщению денежными знаками нашей экономики, соответственно, не влияют на инфляцию. «Но мы считаем, что этот принципиальный момент надо было бы отразить в Основных направлениях для того, чтобы объяснить обществу», - заявил Анатолий Аксаков.
Также он высказался за опубликование Центральным банком прогноза процентных ставок в экономике: «чтобы бизнес, ориентируясь на эти ставки, мог строить свою экономическую политику».