Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(2) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(61) "
  • Новости
  • " }

    Анатолий Аксаков: ЦБ работает профессионально, но ключевую ставку надо снижать

    27.02.2017
    Серьёзные изменения ждут банковскую систему России. Анатолий Аксаков, председатель Комитета Госдумы по финансовым рынкам в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал о новшествах, призванных усовершенствовать финансово-кредитную сферу.
     
    Многоуровневая банковская система и меры по оздоровлению проблемных банков, государственное страхование для инвестиционных счетов физических лиц и развитие национальной платёжной системы «Мир», — вот суть четырёх законопроектов, которые рассматривает Государственная Дума.

    - Анатолий Геннадьевич, одним из законопроектов предусмотрено ввести дифференциацию банков в зависимости от размера собственного капитала. Чем это грозит людям, весьма настороженно, как правило, относящимся к любым движениям в очень чувствительной финансовой сфере ?

    - Если вы имеете в виду физические лица-вкладчики, то, надеюсь, безопасность их депозитов будет повышена. А если бизнесменов и предпринимателей — то в ряде случаев для них появится возможность получать кредиты по сниженным ставкам. Поясню. Соответствующий законопроект делит примерно 600 отечественных банков на три категории: банки с базовой лицензией; банки с универсальной лицензией; и системообразующие стратегические банки федерального значения. Базовые банки с размером уставного капитала от 300 миллионов до миллиарда рублей будут обладать всеми правами и возможностями универсальных банков, исключая некоторые ограничения в международных расчётах, связанные с открытием корреспондентских счетов в загранбанках, а также осуществлением рискованных операций на рынке.

    Но взамен они будут избавлены от необходимости в полном объёме соблюдать положения так называемого Базеля-3, международного документа, регламентирующего нормативы и требования банковского регулирования. Соответственно, упростится отчётность, появится возможность более свободно решать бизнес-вопросы, исчезнет необходимость тратить деньги на многие регуляторные, отчётные, иные бюрократические процедуры и так далее. Будет действовать принцип «меньше риска — меньше регулирования». Логично, что для относительно небольших региональных банков такая экономия высвободит резервы и позволит организовать более эффективное кредитование малых и средних предпринимателей, которые, как показывает практика, составляют, помимо физических лиц, основную массу заёмщиков.

    Подчеркну, что и микрофинансовые организации могут переходить в статус базовых банков при условии достаточного размера уставного капитала. Это в некоторой степени поможет избежать таких ситуаций, когда, судя по сообщениям в прессе, некое МФО в одном из регионов России выдало кредит под 24 тысячи процентов годовых! Да и ограничение в международных расчётах будет препятствовать незаконному выводу капитала за рубеж, который как раз очень часто осуществлялся через небольшие банки.

    Банки с универсальной лицензией сохраняют все функции в полном объёме, а наиболее крупные банки государственного значения будут находиться в особом режиме контроля и надзора. Так что данный законопроект систематизирует организационно-финансовую основу банковской системы, приведя её в большее соответствие с запросами экономики и её конкретных субъектов, большого и малого бизнеса.

    - А зачем нужен Фонд консолидации банковской системы, который намечено создать в соответствии с другим законопроектом вашего комитета?

    - Фонд с таким условным названием призван изменить процедуру санации проблемных банков. Сейчас такие банки проходят оздоровление через АСВ, которое назначает уполномоченные банки-санаторы. А они имеют склонность очень часто использовать ресурсы не на вывод из кризиса проблемных банков, а на собственные нужды. К тому же санируемые банки выводятся из-под конкуренции, находясь в льготном режиме, что не стимулирует их владельцев и руководителей переходить к нормальному полноценному ритму работы. Это нелогично, новая структура, учреждённая ЦБ, возьмёт процедуру санации на себя и, добавляя до достаточного уровня уставной капитал, будет сразу же выводить оздоравливаемый банк в конкурентный режим.

    - АСВ сохранит свои функции, нет ли угрозы по страховым выплатам?

    - АСВ по-прежнему будет заниматься банками с отозванной лицензией, осуществляя государственные страховые выплаты в пределах 1 миллиона 400 тысяч рублей.

    - Не рассматриваете ли возможность повысить уровень таких выплат?

    - Лично я первый проголосую за то, чтобы выплаты по вкладам физических лиц повысить минимум до двух миллионов рублей, учитывая инфляцию, повышающуюся надёжность кредитных учреждений и социальную значимость государственных гарантий. Но только тогда, когда будут созданы для этого условия. Сегодня большие проблемы с доходами, это общеизвестно.

    Необходимо думать об индексации пенсий, помощи социально незащищённым и так далее. Потому не стоит впадать в популизм и планировать в ближайшем будущем повысить гарантийную планку. Хотя, конечно, это способствовало бы привлечению депозитов, которые, с одной стороны, ослабили бы давление не потребительский рынок и ограничили инфляцию, а с другой — могли бы при умелой политике и сниженной ставке рефинансирования стать источником инвестиций.

    - Но Центробанк, судя по всему, настолько воодушевлён тем, что дожал инфляцию почти до пяти процентов, ограничивая кредитование, в том числе и высокой ключевой ставкой… Рассчитывать на её снижение не приходится, потому около 50 триллионов депозитов физических и юридических лиц не востребованы в качестве инвестиционных ресурсов на строительство новых заводов, развитие логистики, сельского хозяйства…

    - Уверен, что в обозримом будущем ключевая ставка снизится, этого объективно ждёт экономика. Центробанк очень неплохо поработал, очищая кредитно-финансовую систему от разного рода злоупотреблений, несостоятельных банков и банкиров, усиливая надзор и совершенствуя нормативную базу. Но ключевую ставку надо снижать, она уже вредна и не только препятствует развитию экономики, оставляя её реальный сектор без ресурсов, но и фактически работает на международных спекулянтов, которые, занимая под низкие проценты на западных рынках валюту, размещают их в российских активах или играют на валютной бирже.

    Прибыль вывозят, а это косвенно разгоняет инфляцию. Сторонникам сохранения высокой ставки я рекомендую освежить в памяти основные принципы монетаризма, один из которых состоит в том, что при падении экономики надо снижать вплоть до нуля ставку рефинансирования, к чему прибегали и прибегают во всех развитых странах. И наоборот — повышать ставку, когда экономика начинает «перегреваться». При этом Милтон Фридман, основоположник монетаризма, особо подчёркивал, что в приоритете экономический рост, а снижение инфляции — только инструмент.
    Парламентская газета