поиск карта сайта

ЗАКОНЫ

15.04.2011 О внесении изменений в статью 170 Налогового кодекса РФ

Законопроект направлен на устранение двойственного толкования норм Налогового кодекса Российской Федерации и снижение необоснованно завышенного налогового бремени для кредитных организаций.

Проект

Вносится депутатом Государственной Думы
А.Г. Аксаковым

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 170 Налогового кодексаРоссийской Федерации

Статья 1. Внести в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289) следующие изменения: 1) изложить пункт 5 в следующей редакции:

«5. Банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), приобретаемым для основной производственной деятельности. При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.»;

2) дополнить новым пунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1. Банки имеют право учитывать имущество, которое не используется в банковской деятельности и которое приобретено, в том числе, по договорам об отступном или в результате обращении взыскания на предмет залога, по стоимости с учетом суммы налога, уплаченного при приобретении такого имущества. При этом налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 154 настоящего Кодекса».

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

Президент Российской Федерации

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 170 Налогового кодекса Российской Федерации»

Законопроект направлен на совершенствование порядка определения налоговой базы и исполнения обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость, определения учетной стоимости имущества, которое приобретается по договорам об отступном или в результате обращении взыскания на предмет залога, а также отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Действующее налоговое законодательство в явном виде не предусматривает различного правового режима для определения налоговой базы  и порядка расчета налога на добавленную стоимость для двух видов имущества, приобретаемого банками, страховыми организациями, и негосударственными пенсионными фондами:

1) имущества, приобретаемого для основной производственной деятельности банков, и

2) имущества, не используемого в деятельности перечисленных финансовых организаций (непрофильные активы). 

Имущество не используемое в деятельности кредитных организаций приобретается, как правило, по соглашениям об отступном или при обращении на него взыскания. В период 2009 – 2010 гг. объемы так называемых непрофильных активов, приобретаемых кредитными организациями, существенно выросли, что связано со сложной экономической ситуацией и увеличением доли просроченной кредиторской задолженности.

По состоянию на 1 января 2011 года общий объем кредитов, предоставленных российскими банками предприятиям реального сектора и физическим лицам, составлял около 18 трлн рублей. До 20 %  этой задолженности, по оценкам экспертов, может попасть в категорию проблемной. Речь идет не только о кредитах, платежи заемщиков по которым осуществляется не в полном объеме или не в срок, но и о значительной доле кредитного портфеля, который был реструктурирован и пролонгирован. По итогам 2010 года объем просроченной задолженности юридических лиц перед банками вырос на 164%, а физических – на 62%. Доля реструктурированных кредитов на банковских балансах увеличилась до одной трети. Таким образом, балансы кредитных организаций оказываются отягощены грузом проблемных активов, объем которых к концу 2011 года может превысить несколько трлн. рублей.

По оценке Ассоциации региональных банков России, общая масса обеспечения, выданных российскими банками кредитов, превышает 20 трлн рублей, включая жилую и коммерческую недвижимость, транспортные средства, оборудование, ценные бумаги, сырье, выпущенная продукция, права требования и т.д.

Увеличение объема невозвратов вынуждает кредитные организации чаще прибегать к процедуре обращения взыскания на заложенное имущество и иное обеспечение. Общее количество исков об обращении взыскания на заложенное имущество, поданных кредитными организациями в судебные органы, увеличилось в сравнении с прошлым годом более чем в 2,5 раза.

Согласно пункту 4 статьи 350 ГК РФ при объявлении торгов несостоявшимися кредитор вправе приобрети заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом.

В соответствии с пунктом 10 Указания Банка России от 27 июля 2001 года № 1007-У в бухгалтерском учете постановка имущества, являющегося предметом залога, на баланс банка-кредитора осуществляется на дату перехода прав собственности на имущество от заемщика к кредитору, определяемую договором или решением суда, т.е. в тех случаях, когда обязательства заемщика перед кредитором засчитываются в счет покупной цены предмета залога и юридически считаются прекращенными.

В связи с изложенными и основываясь на статье Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» при переходе права собственности на заложенное имущество от заемщика к кредитору кредитная организация обязана списать прекращенные требования к заемщику и поставить на учет приобретенное имущество.

Помимо этого, в сложных экономических условиях все более широко используемым способом погашения ссудной задолженности становится механизм получения отступного. При этом стоимость полученного имущества, принятого в обеспечение годом ранее, упала в период кризиса до уровня, не всегда покрывающего остаток ссудной задолженностиВ соответствии с данным ранее толкованием Налогового Кодекса Российской Федерации, имущество должника, полученное банками в качестве отступного по кредиту, облагалось при дальнейшей его реализации налогом на добавленную стоимость, исчисляемым с разницы между ценой его продажи и стоимостью приобретения в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ. Данный порядок подтверждался разъяснениями Минфина от 31.05.2007 г. №03-07-05/30 и арбитражной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.03.2008 г. № А62-2821/2007.

 В то же время летом 2009 года Министерство финансов выпустило новые разъяснения положений Налогового Кодекса (письмо от 23 июня 2009 года № 03-07-05/23 и письмо от 7 июля 2009 года № 03-07-05/26), которые содержат измененное совместное толкование пункта 5 статьи 170 и пункта 3 статьи 154 НК РФ. Его суть сводится к необходимости уплаты банками НДС с полной стоимости реализуемого имущества, а не с разницы в его цене, во всех случаях, когда банковская учетная и налоговая политика основана на применении пункта 5 статьи 170 НК РФ. Таким образом, согласно последнему толкованию Минфина при определении налоговой базы, банки обязаны применять одинаковый порядок налогообложения как при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для основной производственной деятельности, так и при приобретении имущества, не используемого в деятельности перечисленных финансовых организаций (непрофильные активы).

С учетом неоднозначного толкования действующих положений Налогового кодекса возрастает риск того, что при наличии таких разъяснений и со ссылкой на них, инспекции Федеральной налоговой службы России при проверках будут доначислять банкам НДС с суммы отступного либо предмета залога, на который обращено взыскание. Нечеткость законодательных положений может привести к увеличению числа арбитражных разбирательств, что вызовет существенные временные и финансовые затраты и, как следствие, удорожание стоимости банковских услуг и существенное повышение требований к выдаче кредитов для населения.

Подобная перспектива может вынудить банки начать уводить эти операции «в тень», переводя задолженность на организации, являющиеся плательщиками НДС.

Законопроект направлен на устранение двойственного толкования норм Налогового кодекса Российской Федерации и снижение необоснованно завышенного налогового бремени для кредитных организаций.

Персона |  Карта сайта |  Политика конфиденциальности |  Контакты/Москва |  Файлы Контакты/Чебоксары | English